Правило взаимного контроля или бегство из тупика
Данная статья с формальной точки зрения совсем не научная работа. Напротив, она антинаучная относительно существующих в социологической науке и обществе некоторых ошибочных представлений, о значении и роли труда в базе цивилизации. Текст кратко описывает проблему свободы и справедливости с самых разных сторон, неизменно сходящихся на одном и том же источнике общественных бед. Значит, исходные посылки, скорее всего, выбраны верно.
С незапамятных времён человечество бьётся над загадкой, почему
подавляющая масса людей не хочет ни войн, ни властного произвола, но почему-то никак не может добиться ни ликвидации этих явлений, ни достижения свободы и справедливости. Логика подсказывает, что такое происходит, когда никто и не пытается практически добиться действия принципа справедливости (воздаяния по содеянному). Либо путь к ней в общественных представлениях ложный и его нужно менять. Но вместо этого идёт неизменное повторение прежних провальных ошибок. Вот и попробуем с помощью фактов и логики разобраться в этом вопросе.
Правда, нужны базовые истины, с которыми следует сверяться в рассуждениях и доказательствах. И они, похоже, есть. Можно, конечно, попытаться их оспорить, но удастся ли?
1. Труд – это имущественная и интеллектуальная основа цивилизации.
На этот счёт в учебниках, научных трудах существует пока что никем не опровергнутый постулат: «Изучение проблемы развития общества, невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создаётся трудом. Труд — основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была бы возможна сама человеческая жизнь».
Это означает, что все без исключения общественные и личные отношения трудовые и, если в общественных отношениях существуют какие-либо проблемы, то их происхождение трудовое – нарушение естественных правил трудовых отношений. Основным правилом общественно-полезного труда в цивилизации является условие, что полезность любой работы определяет её потребитель, а не производитель. За полезную для себя работу потребитель платит, а за вредную – нет. Это непременное требование для образования взаимозависимости между людьми, в нашей цивилизации. Его можно назвать правилом взаимного контроля (ПВК). Иначе совместно с другими людьми не построишь ничего. Все же трудовые отношения обычно называют Системой разделения труда (СРТ).
2. Закон – это организационная основа цивилизации.
Без законов люди не знали бы, чего они могут ожидать и требовать друг от друга и совместный труд был бы невозможен. Без законов не отделить добро от 1 зла, ибо прямая функция закона в норме состоит (из п.1) в подавлении попыток нарушения отдельными личностями общих трудовых правил и принципов (например, библейских «Не убий» и «Не укради»). Если в общественных отношениях существуют какие-либо хронические глобальные проблемы, то это признак того, что где-то допущены преступления личностного происхождения, но директивного для общества характера, не подвергаемые по закону наказанию в виде тюрьмы или смертной казни. Директивность свойственна лишь вершине пирамиды в иерархии трудовых отношений любого государства – лицам власти.
Свод всех правил-законов и есть государственная система. Ошибочно
полагать, что это может быть ещё что-то иное вроде населения, территории или органов власти. Общество как люди само по себе не система, а просто разрозненное множество личностей, но сколоченных в кажущуюся систему законами. Нет правил-законов – нет общества. Нет общества – не означает, что нет правил. Их роль играют обычаи.
Законы могут быть системными и локальными. Системных очень мало, а локальных может быть очень много. Системные влияют на локальные и всё общество сразу целиком. Локальные на систему не влияют никак и действуют лишь в границах конкретной ситуации. Различие здесь ещё и в том, что системный закон всегда имеет точку уязвимости, тронув которую, можно произвести в обществе глобальные изменения, как в лучшую, так и в худшую сторону. У локальных законов такой точки нет.
Беззакония как явления, в общем-то, не существует. Если создаётся
ощущение, наблюдение, что законов словно нет или они не исполняются, то на самом деле это не так. Будьте уверены, что где-то есть закон, позволяющий кому-то творить «беззаконие». Просто вы не знаете о его существовании и действии – бьётесь с тенью. Так что, строго и формально говоря, всё законно.
3. Факт – это истина. Толкование, интерпретация факта уже
совсем не факт.
Логика.
Если принять во внимание исходные посылки 1, 2, то определить, где
находится источник общественных бед очень легко. Его признаки следующие. Источник трудовой и как-то нарушает общие правила труда. Он директивный и, следовательно, находится на вершине трудовой пирамиды, а это органы законотворчества и администрирования государства, а в них лица власти как личности. Ибо само государство не личность и никаких директив генерировать не может. Директивы (законы) для кого? Для граждан. Следовательно, что-то не в порядке с трудовыми отношениями между лицами власти и гражданами. Ведь именно граждане своим трудом оплачивают работу лиц власти. Вот тут и должен находиться источник бед.
Что он собою представляет? Какое правило труда там нарушается, вызывая общественные катаклизмы? Это тоже не сложно. Лица власти оказывают услуги управления гражданам, а те принудительно оплачивают их. Но где счета, предъявляемые гражданам для оплаты услуг управления? Их нет. Лица власти получают жалование из бюджета, которым сами и распоряжаются, а раз так, то сами свою работу и оценивают вместо граждан. То есть платят сами себе чужими деньгами за работу, не имеющую признаков и измерений потребительской полезности и качества. Правило взаимного контроля не действует – отменено.
Самому себе можно платить за что угодно, включая безделье и вред. Зачем давать гражданам какие-то счета, которые можно оплатить или нет? Ведь это юридический документ оценки работ для предъявления претензий или поощрений. А если ты успешно поощряешь сам себя, то зачем тебе счёт? Нет счёта – нет и иска в суд о нанесённом ущербе.
Работа лиц власти сколь угодно произвольна и на казнокрадстве их тут не поймать. Ведь оценка их труда гражданам недоступна из-за отсутствия показателей эффективности работы. Мошенничество можно наблюдать как явление, событие, но оно недоказуемо на цифрах и фактах. Это и есть основа для властного произвола в отношении граждан. Иными словами, явление абсурдное, разрушительное в тысячелетиях. Лица власти существуют вне государственной же системы труда. Бесконечные социальные конфликты и катаклизмы гражданам с лицами власти обеспечены отсутствием ограничения и пресечения властной корысти в законах.
Диалектика
Если кого-нибудь интересует механика этого явления и связи его с общественными бедами, то она тоже проста. Обратимся за помощью к Сократу из античных Афин. Он был одним из первых, кто определил диалектику как искусство познания истины путём постановки наводящих вопросов и ответов на них. Попробуем по принципу вопрос — ответ выяснить, где место рождения общественных коллизий и точка уязвимости власти. Получим совсем другую картину возникновения бед и избавления от них, нежели в существующих представлениях, включая научные:
— С какого человеческого фактора начинается общественная проблема? Допустим, что это война или кризис.
С намерения каких-то лиц удовлетворить порочные амбиции, корыстные интересы через манипуляции финансами, материальными и людскими ресурсами.
— Что позволяет или не запрещает им осуществить корыстные
намерения?
Соответствующие законы, которые являются обязательными директивами для возникновения или подавления событий.
— Кто их установил и поддерживает?
Законодатели и гос. администраторы.
— Что позволяет им это делать?
Должностное положение. То есть принадлежность к верхушке
общественной иерархии в системе труда государства.
— Чем оценивается исполнение функций в системе труда?
Оплатой труда.
— Чем оценивается эффективность труда?
Размером его оплаты.
— Чем регламентируется труд и его оплата для лиц власти?
В России статьёй 10 Закона о системе государственной службы. (2003 г.)
— Что в этом законе при исполнении трудовых функций может позволить принимать произвольные решения во вред обществу?
Должна быть формула закона, снимающая ответственность с должностного лица за любые произвольные действия.
— Что должна содержать такая формула для труда?
Оценочный подлог — отстранение от оценки труда администратора и
законодателя кого бы то ни было, кроме них самих.
— Каким образом отрезать платящих за твои услуги лиц от оценки
твоего труда?
Только если платить самому себе, но за их счёт.
— Каким образом это возможно осуществить?
Платить себе произвольно из фондов, которыми сам и распоряжаешься.
— Что это за фонды для законодателей и администраторов, пополняемые населением?
Казна – государственный бюджет.
Итак, источником любых общественных проблем, включая произвол,
является подложная система оплаты труда лиц власти. Вот в чём главная беда. Не в чьём-то разрушительном положении в общественной иерархии, менталитете или корысти, а в конкретном законе, позволяющем эти пороки реализовать вместо пресечения. Отмени его и справедливость возникнет автоматически, как следствие прекращения произвола и включения ПВК. Ибо с отменой таких законов лица власти автоматом влетают в СРТ с её механизмом подавления преступности, невозможности безнаказанного произвола, отсутствия мошеннических выборов. В СРТ нет ложных выборов по симпатиям. Есть отбор (наём) по пригодности и взаимозависимость людей друг от друга, включая и лиц власти от граждан. Что означает прямое народовластие вместо фальшивой демократии.
Интуиция
Очень интересно, что верное понимание источника общественных бед возникло без всяких теорий и рассуждений ещё пару сотен лет назад. В том числе и у такого явного носителя произвола как Бисмарк. Интуиция и практика жизни породили такое распространённое понятие как «бюджетная кормушка» (оплата труда лиц власти с отключённой ПВК), а также в людских массах требования и ожидания её ликвидации. Почему оппозиционные, протестные движения и их лидеры сторонятся решения проблем таким путём, не пишут этого на своих знамёнах, является не такой уж тайной. Это заблуждения обманутых и обманувшихся рядовых активистов и корысть лидеров, но тут тема для отдельного разговора.
История
Некоторые полагают, что принцип справедливости – это недостижимая иллюзия, химера. Формально – да. Ведь этот принцип абстрактен, следовательно, недостижим. Это так, но зато произвол конкретен, ибо влияет на гражданское и имущественное состояние людей и прописан в законах. Уберёшь произвол – получишь ожидаемую массами справедливость.
Но вот какое странное явление. В истории нет ни одного примера исполнения ожиданий масс. Бунты возникают, революции происходят, возмущения рождаются, а произвол как был, так и есть. Казалось бы, давно пора понять по хроническим провалам идеалов, что с привычными стереотипами принципов и методов борьбы за справедливость что-то не так и их нужно менять с идеалистических, тупиковых, абстрактных на что-то более разумное и конкретное.
Что же нам подсказывает история в плане источника бед цивилизации? Все возмущения, независимо от идеологий и озвученных протестов содержат одно и то же сущностное требование: «Прекратите нас убивать и грабить!». К кому оно обращено? К лицам власти. Да, вот и упёрлись всё в ту же вершину пирамиды труда. Каким бы пустячным ни казался камешек подложной оплаты труда лиц власти, брошенный с этой вершины, ниже он превращается в разрушительную, смертоносную лавину войн, коррупции, кризисов, воровства.
А что неизменно делают во все времена и страны пострадавшие от произвола массы? Бесполезные жалобы, вселенский плач, бесконечные разоблачения, бессильные угрозы, бесцельные выступления, истерические вопли «Долой!» и «Не желам!». Кончается это всегда и везде только одним – крахом надежд. Ибо никакого отношения вся эта свистопляска к достижению свободы и справедливости не имеет. Так, борьба самих с собой и своими иллюзиями. Достигнуть в отношении лиц власти восстановления ПВК никто не пытается и никогда не пытался. Вот вам и история.
Система (субъективно)
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. В общественных отношениях – это свод всех законов государства. В общественных движениях системность состоит в намерении повлиять на системные законы.
Не система – ограниченный самим собой объект, не имеющий взаимосвязи с другими объектами. В общественных отношениях – это отдельный закон, влияющий лишь на конкретную, местечковую, локальную ситуацию. В общественных движениях намерение повлиять на конкретный, не системный закон, определённых лиц или органы. На систему не влияет.
Например, законы против оппозиционного движения не являются
системными, ибо касаются протестных намерений лишь части граждан. Отношения же граждан с лицами власти носят системный характер, ибо управляются директивами, обязательными для исполнения в норме сразу всем обществом без исключения. Может быть и иное толкование системности или не системности.
Факты
Для облегчения критики изложенного выше материала, ниже представлены положения, на которых построена статья. Опровергайте.
1. Труд является материальной и интеллектуальной основой цивилизации.
2. Закон является организационной основой цивилизации.
3. Оплата труда лиц власти по закону производится из бюджета.
4. Бюджетом распоряжаются лица власти. То есть платят сами себе.
5. В Системе разделения труда не существует принципа оплаты труда самому себе.
6. При оплате труда самому себе не существует показателей его полезности и качества.
7. Качество и полезность труда определяет его потребитель, а не
производитель.
8. Революционные, протестные движения против произвола относительно ожиданий масс бесплодны уже сотни лет.
«Эффект Сергея Михеева»
Кто такой Сергей Михеев и что это за эффект? Сергей Михеев – это известный и очень даже неглупый политолог. В силу своих наблюдений и опыта он (а, возможно и не только он) заметил регулярную особенность массовых возмущений, и открыто говорит о ней. Это постоянный, хронический в веках провал борьбы масс за свободу и справедливость. Попытки достичь вполне осуществимых идеалов через даже успешные возмущения, революции есть, а в результате ничего кроме провалов ожиданий масс они не приносят. Произвол как был, так и остаётся
Этот эффект характерен для любой страны и времени. Антураж, форма у эффекта могут быть разными, а суть одна – смена лиц власти проблемы свободы и справедливости не решает. В Киргизии Сергей Михеев наблюдал народные – революционные возмущения, которыми за кулисами управляла наркомафия с чисто своими интересами.
Революция там произошла неоднократно, а коррупция, воровство как были, так и остались. Корысть за кулисами может быть какой угодно, а не только наркотической как в Киргизии. Если кто-то думает, что в тылу возмущённых и одновременно восторженных толп у кого-нибудь из популярных как бы оппозиционных лидеров нет своего закулисья, то он неисправимый идеалист и простак. История указывает, что какой-нибудь шкурный интерес за кулисами революций есть всегда, если ликвидация бюджетной кормушки не является заявленной конечной целью возмущений, протестов. Корысть никогда не станет рубить сук бюджетной кормушки, на котором сидит или намерена сесть. Примером тому и плачевный на сегодня результат возмущений в России 30 лет назад. Ситуация сейчас – в 2021 году повторяется по сути как две капли воды. Масштаб разве что пожиже.
К сожалению, хроническую болезнь провалов ожиданий масс Сергей
Михеев принимает за неизбежность и говорит, что борьбы прекращать всё равно нельзя, как всё-таки сдерживающего негатив фактора. Тут он одновременно прав и не прав. Михеев прекрасно видит, что происходит на поверхности революций и за их кулисами. Но не может ответить на вопросы задачи: «Что не так?» и «Что делать?». Вот как раз ответ на это и даёт выше содержание данной статьи.
Последствия
Если оставить в стороне вероятность саботажа нормализации трудовых отношений граждан с лицами власти, то механика последствий ликвидации бюджетной кормушки очень проста. Нужно лишь понимать, что речь идёт об источнике бед, а не бедах как свершившихся сложных событиях, в которых безуспешно любят копаться всякие мудрецы. Источник всегда прост, как колумбово яйцо. Соответственно и решение проблем в этом месте столько же элементарно. Здесь происходит не борьба с проблемой, которую уже не отменишь, а пресечение появления проблем.
Отмена закона кормушки отключает лицам власти возможность оплаты труда самим себе. Таким образом, они оказываются автоматически включёнными в общую с другими гражданами государственную систему полезного труда – СРТ. Источник денег – граждане никуда не делся. Платить-то за услуги государственного управления всё равно нужно. Меняется здесь лишь форма денежных отношений.
Чтобы получить с гражданина жалование, нужно предъявить ему счёт за услуги. А счёт – это юридический документ оценки полезности и качества оказанных услуг. Он может быть оплачен или нет. В отношениях с властью – это авансовый платёж, который обязателен, но в случае доказанного нарушения властью имущественных и гражданских прав человека, платёж может быть временно остановлен, отменён через суд до возмещения человеку ущерба.
Жалование лиц власти начинает колебаться в зависимости от качества их работы, как и в типичных трудовых отношениях. Иными словами, возникают критерии и показатели полезности и качества труда лиц власти, которых до сих пор нет, и никогда не было. При установленном критическом уровне падения отчислений в фонд заработной платы какого-либо органа власти, состав органа может быть подвергнут выборочным увольнениям, распущен и набран другой. Основания налицо.
Вот такая примерно схема оплаты работ лиц власти в СРТ, где в нет ни
коррупции, ни безнаказанного произвола или воровства. Сами можете сравнить со своей собственной работой. Схема проста в натуре, но любителям премудрых сложностей здесь огромное поле для фантазий. Факт включения лиц власти в СРТ ещё не состоялся, и если он всё же произойдёт, то стабилизация потребует немало времени. Общество очень инертная машина.
Заключение
Известные теории, труды, идеологии, планы городов солнца, представления по решению проблемы справедливости – как бы очень ценные своим многословием, сложностью и запутанностью, имитацией научности, стереотипностью на самом деле являются вековыми химерами, не стоящими и ломаного гроша из-за ложности исходных посылок и обманчивой цели. То же самое касается и движений за свободу и справедливость. Никто и представления не имеет, как справедливость должна выглядеть в формулах законов. А вот где и как в законах прописан произвол, то это вообще, похоже, никого не интересует.
Данная статья описывает проблему справедливости с самых разных сторон, неизменно сходящихся в одной точке. Это говорит о том, что исходные посылки всё же выбраны верно. Можно воспользоваться как разделом попроще, так и посложнее. Кому что интереснее и понятнее.
Андрей Николаевич Басов, СПб, Январь 2021 г.