Форум

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Леонид Никитинский об открытости и доступности судов

Восприятие гражданами судебной системы и справедливости судебных решений складывается из нескольких элементов:

* материальная справедливость: согласен ли человек внутренне с вынесенным решением, представляется ли оно достаточно аргументированным и обоснованным;

* процессуальная справедливость: соблюдены ли, с точки зрения гражданина, требования к процедуре вынесения решения;

* отношение к рядовым “пользователям системы” со стороны всех тех, кто обеспечивает функционирование судов.

Третья составляющая определяет общий “интерфейс” судебной системы и крайне важна для общественного восприятия правосудия. Сюда входит как поведение сотрудников аппарата судов, а также судебных приставов (“отнеслись по-человечески”, “вежливо и тактично разъяснили” и

т.п.), так и качество инфраструктуры (наличие туалетов, мест ожидания, транспортная доступность), открытость системы (исключая совещательную комнату суда) внешнему контролю, наличие понятных и действующих коммуникационных каналов между судами и “пользователями”.

Судебная система в последние годы совершила серьезный прорыв в обеспечении информационной открытости судов посредством системы ГАС «Правосудие». Однако часто решения, принятые в открытых заседаниях, размещаются на сайтах с большим запозданием, не полностью, а в отдельных случаях не публикуются вовсе. Практикуемое судами удаление из текста решений различных данных (при отсутствии общих критериев такого удаления) приводит к сложностям для пользователей при поиске решений в системе. В сфере реального доступа в суды и организации “материального”, а не “виртуального” интерфейса, как показывают независимые наблюдения, также нужно сделать еще очень много.

Открытость и доступность судов являются важным элементом качества правосудия и должны учитываться при общей оценке судебной системы в России, в том числе при реализации Целевой федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы». При этом единых критериев такой оценки до сих пор не разработано.

По результатам дискуссии в рамках Общероссийского гражданского форума-2018, в которой приняли участие общественные активисты, представители Советов судей, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, института уполномоченных по правам человека, а также адвокатского и журналистского сообщества, были предложены следующие направления повышения открытости и доступности судов, а также развития дружественного «интерфейса» судебной системы:

1. Изменение в формулировах правил и принципов нахождения граждан в судах с запретительного порядка регулирования на общедозволительный и своевременный пересмотр тех запретов, которые оказываются излишними;

2. Понятность и доступность гражданам языка «интерфейса»: доступность справочной информации в зданиях судов и на информационных стендах, а также на официальных сайтах судов;

3. Создание механизмов обратной связи на сайтах судов;

4. Обеспечение открытости судебных заседаний для публики и СМИ независимо от технических, материальных или иных препятствий;

5. Обеспечение доступа в здания судов и залы судебных заседаний в случае проведения заседаний в нерабочее время и в выходные дни;

6. Обеспечение своевременного и полного размещения судебных актов на официальных сайтах судов;

7. Пересмотр и закрепление ясных критериев удаления сведений в судебных решениях при публикации в сети Интернет, если они были приняты в открытом и публичном слушании. Степень анонимизации личных данных должна касаться только персональных данных, а не сведений о сути судебного решения;

8. Утверждение единых правил поведения в зданиях судов для граждан, представителей гражданского общества, адвокатуры и СМИ с сохранением за председателями судов права изменять правила лишь в сторону лучшего обеспечения большей открытости суда и расширения набора услуг со стороны аппарата судов;

9. Продолжение общественного мониторинга открытости и доступности судов силами гражданского общества как правило по согласованию с органами судейского сообщества и с представлением ему полученных результатов.

Участники дискуссии в рамках Общероссийского гражданского форума-2018:

* Просят Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на отдельном заседании при участии представителей Совета судей РФ и уполномоченных по правам человека обсудить результаты общественного мониторинга открытости и доступности судов и вытекающие из них предложения;

* Предлагают Совету по правам человека принять участие в разработке Советом судей РФ единого документа, регламентирующего поведение граждан в помещениях судов, а также стандарта услуг, оказываемых им аппаратом судов;

* Предлагают Совету судей РФ и СПЧ создать постоянную рабочую группу для обсуждения указанного документа, координации общественного мониторинга за его исполнением, а также для своевременного внесения в него изменений с учетом обновления текущего законодательства и развития информационных технологий;

* Предлагают Совету судей обсудить основные вопросы, связанные с указанным документом, в рамках существующего формата «дискуссионного клуба по обсуждению проблем судебной реформы» в мае – июне 2019 года;

* Рекомендуют заинтересованным общественным организациям и НКО продолжить общественное наблюдение за судебной деятельностью;

* Предлагают Совету судей РФ совместно с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Судебным департаментом при Верховном суде РФ и заинтересованными общественными организациями и научными центрами свою помощь в разработке показателей открытости и доступности судов, применяемых для оценки выполнения Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы».

В организации экспертной дискуссии в рамках ОГФ и подготовке настоящих предложений принимали участие:

«Центр правовых программ Леонида Никитинского»

Объединенная группа общественного наблюдения (ОГОН)

Инициатива «Суд глазами граждан»

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге

«Гражданский контроль»

Институт проблем правоприменения