Корень зла
Цитата: Мысловский Евгений от 02.03.2022, 00:47«Зри в корень!»
Козьма ПрутковВыражение "зри в корень" возникло как афоризм. Оно означает "вникай в самую суть какого-то явления, обращай внимание на главное".
Война – наивеличайшее зло в мире. Оно не возникает ниоткуда. Но как у каждого зла она имеет свои корни. Боевые действия на Украине не стали неожидаемым событием. Они готовились на протяжении более 10 лет, причём последние 8 лет – открыто и цинично украинские политики шли к своей катастрофе …по трупам своих граждан, активно взращивая «чертополох войны». И вот сейчас пришло время вырвать этот ядовитый сорняк. Но сорняки необходимо удалять с корнем. Попробуем докопаться до корня, ибо как говорил незабвенный Козьма Прутков - Зри в Корень!
Итак, мы начинаем наше исследование – попробуем вскрыть
Корень зла
Корешков у этого чертополоха довольно много, но мы рассмотрим пока только один, основной корень зла, породивший массовые человеческие жертвы, и который наиболее «щедро» вскармливался бездумной политикой политических лидеров Украины.
Основным стеблем этого чертополоха явился гнусный, ничем не сдерживаемый, абсолютно бездумный и агрессивно яростный по своим проявлениям национализм, выбравшийся из подполья внешне благополучной независимой Украины в начале 10 годов нынешнего века ещё во времена президентского правления Ющенко.
Вспомним, какая яростная предвыборная борьба разгорелась на политическом поле Украины, когда новым президентом был избран Янукович. Основным тезисом политических противников Януковича являлся крик души многих украинцев – «Украина це Европа», активно оседланный националистами и вынужденно поддержанный Януковичем. Однако, Янукович не предусматривал полного политического и экономического разрыва с Россией, а именно это было целью вскормленного на западные деньги национализма. Их было меньшинство, но они были агрессивны. Впоследствии сами украинцы их назовут «нациками» и своими методами сначала политического, а впоследствии и физического террора они подавят активность представителей гражданского общества Украины. А следующей стадией их террористической активности станет сначала «Майдан» 2014 года, унесший более 100 человеческих, жизней и ставший предтечей государственного переворота, приведшего к власти олигарха Порошенко, а затем и безнаказанное сожжение более сорока человек в Доме профсоюзов в Одессе.
Совершив государственный переворот и силой завоевав власть на западе и юге Украины и в Киеве, одержимые своей идеей «нацификации» всех жителей Украины «нацики» рванули на восток своей республики, пытаясь на свой манер силой внедрить украинизацию» на исторически сложившихся русскоговорящих территориях. И тут у них получился «облом» - жители Крыма, Донецкой и Луганской областей встретили их в штыки. В прямом смысле. Тысячи шахтёров взялись за оружие и оказали прямое вооружённое сопротивление доморощенным национал-фашистам. И там конфликт продолжался на протяжении 8 лет. Пришедшие к власти националисты не хотели признавать право жителей этих регионов говорить на русском языке и стали пытаться с помощью орудий внедрять «украинску мову» в мирных жителей Донбасса и Луганщины. Это «внедрение» стоило жизни 15 тысячам мирных жителей, включая детей.
Пока жители востока Украины сопротивлялись этой националистической агрессии, остальное население Украины постепенно выходило из-под националистического угара и в ожидании перемен избрали новым Президентом Украины Зеленского, который пообещал прекратить кровопролитие на востоке. Но уйти из-под влияния «нациков» Зеленскому не удалось. Проблему насильственной «украинизации» перенесли в «правовое поле» - уже при новом президенте в конце мая 2020 г. Зеленский внёс в Раду «Закон о коренных народах». Этот закон начали активно обсуждать - не только в Украине, но и в России. Тему затронул наш президент В.В. Путин в своем интервью, посвященном Украине. Он раскритиковал законопроект, обвиняя власти Украины в дискриминации русских и других народов, населяющих страну, которые привилегий "коренных" не удостоились.
Правда, под коренными народами, имеющими особые права и привилегии, в законе почему-то понимаются только особые права для трех национальностей - крымских татар, караимов и крымчаков. Они, в отличие от тех же русских, смогут учиться на родном языке.
В чём же заключается «корень зла» украинского закона о коренных народах, что сделало его достаточно скандальным. Я хочу проанализировать проблему без излишней политизации, а только исходя из историко-географических особенностей и моего личного опыта общения с жителями некоторых особо крупных городов Украины, в которых мне удалось побывать за время моей службы в прокуратуре РСФСР. Правда, совсем без политики обойтись не удалось, но, что делать, если вся наша жизнь одна большая глобальная политика. В том числе и международная политика в области «коренных народов». Вот с этого глобального чисто политического определения я и хочу начать свои рассуждения.
В чем суть международно-правового определения "коренных народов" и его особенности по-украински?
Декларация о правах коренных народов, принятая в 2007 году, не содержит определения понятия «коренные народы». К сожалению, общепринятых характеристик понятия «коренные народы» в международном праве нет, но под этим термином понимаются, как правило, некие «малые народы». Они, обычно, являются представителями разных рас, культур, языковых групп, религий и живут фактически на всех обитаемых континентах; они находятся на разных этапах социального, экономического и культурного развития. В силу своей самобытности у них разные потребности, интересы, стремления и требования. Коренные народы, как записано в резолюции 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 сентября 2007 года, «стали жертвами исторических несправедливостей в результате, среди прочего, их колонизации и лишения их своих земель, территорий и ресурсов, что препятствует осуществлению ими, в частности, своего права на развитие в соответствии с их потребностями и интересами…»
У нас в России по официальным данным проживает 47 коренных малочисленных народов, нуждающихся в особых защитительных мерах для сохранения их самобытности.
Но всё же, что следует понимать под термином «коренные народы»? Термин, обозначающий коренное население введён Конвенцией МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989). В соответствии со ст. 1 этой Конвенции она распространяется:
- на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от др. групп нац. сообщества, и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством;
- на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период её завоевания или колонизации, или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты.
Закон Зеленского дает своеобразное определение, что такое коренной народ: "автохтонное этническое сообщество, которое сформировалось на территории Украины, является носителем самобытного языка и культуры, имеет традиционные, социальные, культурные или представительские органы, осознает себя коренным народом Украины, является этническим меньшинством в составе населения и не имеет государственного образования за пределами Украины". Но почему-то в законе упоминаются только три народа - крымские татары, караимы и крымчаки. Уже одно это говорит о чисто политическом антироссийском направлении этого законопроекта – ведь все эти три национальные народа являются коренными жителями Крыма и в настоящее время проживают на территории Крыма, т.е. России. Политико-провокационная цель этого законопроекта очевидна. Отсюда возникает вопрос: если только эти три народа являются коренными, то к какому разряду относятся все остальные народы, проживающие на территории Украины? К колонизаторам, по определению ООН, которые в результате своей колонизации лишили их своих земель, территорий и ресурсов, или к народам, которые в различные исторические периоды в результате различных событий давно и прочно заселились на эти земли и превратились, таким образом, в коренное население? Куда надо отнести русских, венгров, поляков, белорусов, греков, молдаван, евреев, армян - и всех других, кто столетиями жил на территории Украины? Почему только крымским татарам, караимам и крымчакам предоставляются широкие культурные, экономические, образовательные и языковые права. Почему только им можно создавать свои учреждения образования, обучаться на родном языке? В отличие от тех же - русских (второй по величине нации в Украине!) - у которых такое право забрали. После принятия законов об украинизации и среднем образовании языковые права национальных меньшинств оказались резко сужены, а русских - практически обнулены. Это вызвало критику в Европе. Венецианская комиссия потребовала изменить эти законы или принять новый - о правах национальных меньшинств, где исправить ситуацию с языками обучения. Из формулировок закона следует, что остальные этнические меньшинства в Украине не обладают теми же правами относительно использования своего языка, как и "коренные" народы.
Вот в этой языковой дискриминации и оказался зарыт «корень зла», который дал свои ядовитые всходы в виде дебильного национализма в современной «элите» Украины. Именно от этих идей отказались жители Крыма, единодушно проголосовавшие за возврат в Россию. Уже сегодня эти ядовитые «плоды» пожинают не только жители Донецкой и Луганской областей, восставших против дикого национализма, но и венгры и русины Закарпатья, евреи и болгары в Одесской области, греки в Приазовье. Пока ещё не очень сильно, но заметно проявляются антинационалистические настроения в Харькове, Одессе, Николаеве, Херсоне.
Но хватит о политике. Перейдём к историко-географическому анализу возникновения собственного коренного населения современной Украины.
Откуда пошла и есть Украина
Украину в современных границах создал Советский Союз при прямом участии русского народа в 1922 году. А что было до этого? Кто жил на этой территории? Я попробую рассмотреть этот историко-географический вопрос на примере наиболее крупных украинских городов, в которых мне лично было суждено побывать в служебных командировках в период 1986-1991 годов. Начнём с нынешней столицы Украины.
Киев. За свою историю Киев был столицей полян, Киевской Руси, Киевского княжества, Украинской Народной Республики, Украинской Народной Республики Советов, Украинской державы, Украинской Советской Социалистической Республики, а с 1991 года — независимой Украины.
При советской власти в учебниках по истории СССР ссылаясь на «Повести временных лет», относящихся к 882 году, Киев устами новгородского князя Вещего Олега именовали не иначе, как «матерью городов русских». который перенёс туда свою резиденцию.
На Руси владение Киевским великокняжеским столом принадлежало (по крайней мере теоретически) старшему в роде и обеспечивало верховную власть над удельными князьями. Киев оставался реальным политическим центром Киевской Руси, по крайней мере до смерти Владимира Мономаха. В период раздробленности Киев формально продолжал считаться старшим столом и служил постоянным объектом борьбы между сильными князьями. В течение веков город неоднократно подвергался нападению и разграблению другими народами. В 1240 году Киев был разграблен и разрушен монголо-татарами. В дальнейшем Киевское княжество продолжило своё существование под монголо-татарским игом, им продолжали править Рюриковичи, однако княжение они получали по ярлыку от ордынского хана..
Но в 1324 году а смену татаро-монголам в Киев пришли литовцы и Киевское княжество стало вассалом Литвы, а его новым правителем стал Миндовг Гольшанский — основатель новой династии киевских правителей — князей Гольшанских. С 1362 года по 1569 год Киев входит в состав Великого княжества Литовского, с 1569 года по 1654 год он входит в состав Короны Польской Речи Посполитой. В 1654 году в городе происходит антипольское восстание и Киев переходит «под руку московского царя». С тех пор Киев постоянно находился в составе Российской империи и был объектом различных административных реорганизаций.
В ноябре-декабре 1796 года учреждена новая Киевская губерния, причём часть территории, находившаяся на левобережье Днепра, отошла к Малороссийской губернии. После Февральской революции в России 3 марта 1917 года город перешёл в подчинение Временному правительству России. После Октябрьской революции в России город и губерния перешли в подчинение Временного рабоче-крестьянского правительства.
Начиная с ноября 1917 года Киев многократно переходил из рук в руки, власть постоянно менялась. В феврале 1918 года городом овладели войска Советской России, но они долго не продержались и 1 марта 1918 года —в город вошли войска Украинской Народной Республики (УНР) под командованием С. Петлюры и власть вновь перешла Центральной Раде, но уже в апреле 1918 года в город вошли немецкие войска, которые сделали гетманом Украины П. П. Скоропадского а Киев стал столицей «державы». Но борьба за власть продолжалась и в декабре 1918 года в город вновь вошли войска С. Петлюры. Однако, спустя 2 месяца в феврале 1919 года город вновь взяла Красная армия и опять не надолго. В конце августа 1919 года Киев вновь был захвачен частями теперь уже белогвардейской Добровольческой армии Вооружённых Сил Юга России, Галицкой армии, армии Украинской Народной Республики. В октябре 1919 года произошло взятие города Красной армией, а уже мая 1920 года — в Киев вступили части Войска Польского. (Все эти события нашли отражение в литературных произведениях той эпохи – в песне «Наш паровоз вперёд лети…», в пьесе М.Булгакова «Дни Турбиных»).
12 июня 1920 года — взятие Киева Красной армией. С 12 июня 1920 года окончательно вошёл в состав УССР. С этого времени наметилась некоторая политическая стабилизация .
24 июня 1934 года по решению Совнаркома Украины столица Украинской ССР перенесена из Харькова в Киев.
Дальнейшие трагические для Киева события связаны с Отечественной войной. Более 70 дней продолжалась оборона города. Немецкая армия потеряла здесь более 100 000 человек, но 19 сентября 1941 года войска Красной армии были вынуждены оставить город. В 1941—1943 годах в районе Бабьего Яра находился Сырецкий лагерь смерти. За время оккупации здесь было расстреляно более 100 тысяч жителей города Киева и военнопленных. Освобождён о фашистских захватчиков Киев был к утру 6 ноября 1943 года. Над послевоенным возрождением города трудились все республики бывшего СССР.
Все эти политические события отразились и на национальном составе населения.
В конце XVIII века население составляло около 30 000 человек. В середине XVII века подавляющее большинство населения Киева составляли украинцы, некоторую долю составляли русские, белорусы и поляки. Кроме этого, в городе проживали армяне, евреи, греки, татары, немцы и представители других этнических групп.
По данным переписи населения 2001 года, в Киеве проживало 2 611 300 жителей. Согласно переписи 2001 года, население города на 82,2 % состояло из украинцев и на 13,1 % из русских. В ходе опроса, проводившегося в ноябре 2006 года, 83 % жителей города назвали себя украинцами, 14 % — русскими, 3 % — евреями, армянами и представителями других национальностей.
Языковая история Киева сложна и противоречива]. Во многом она является отражением его долгой и довольно противоречивой истории, а также различных изменений в языковой политике последних столетий. Интенсивное смешение двух близкородственных языков, приведшее к появлению так называемого суржика, отмечалось в Киеве со второй четверти XIX века. По данным последней переписи населения 2001 года, 72,1 % киевлян назвали родным языком украинский, 25,3 % — русский язык. По официальным данным состоянию на 2000 год, в семейном общении только 18 % киевлян использовали украинский язык, 48 % — русский, a 34 % — общались на двух языках, в зависимости от обстоятельств. (Однако, даже за границей в Европе выходцы из Украины общаются на русском языке и даже их преступников считают «русской мафией»).
Я бывал в Киеве в конце 80-х годов и меня как-то не затрагивало и не напрягало двуязычное написание названий улиц и учреждений в Киеве. Воспитанный в интернациональной среде бывших строителей города Комсомольска-на-Амуре, окружающих мою мать, я ещё сравнительно маленьким мальчишкой слышал на их вечеринках армянские, еврейские, украинские песни и различные истории, включая национальные анекдоты. И очень любил эстрадных артистов Тарапуньку и Штепселя, чьи русско-украинские выступления слушались и легко воспринимались без каких-либо переводчиков. Язык украинский был действительно братским и, хотя я на нём не мог говорить, но понимал практически всё. К чему я это вспомнил? А к тому, что в то время в Киеве я не встретил ни одного киевлянина, который считая себя украинцем, или евреем, или даже греком – а мне приходилось допрашивать в качестве свидетелей людей разных национальностей - попытался со мной поговорить на украинском языке и требовали бы участия переводчика. Все считали русский язык таким же своим родным, как и национальный язык.
Львов. Первое упоминание о Львове относится к 1256 году. Согласно наиболее распространённой версии Львов был основан лишь в XIII веке королём Даниилом Галицким и был назван в честь его сына Льва. В городе были колонии: немецкая, еврейская, армянская, татарская. В 1370—1387 годах городом управляли венгерские наместники, под управлением Владислава Опольчика. В 1387 Львов и окружающие земли были возвращены под влияние Польши. На протяжении следующих столетий население города быстро росло, и вскоре Львов стал многонациональным городом со множеством религиозных исповеданий и важным центром культуры, науки и торговли.
В 1772, после Первого раздела Польши, Львов стал столицей австрийской провинции — формально независимого Королевства Галиции и Лодомерии. В 1772—1918 годах город официально носил название Лемберг. Языком администрации после вхождения Львова в состав Австрии стал немецкий, а большинство должностей городского управления заняли немцы и чехи. Несмотря на это, город продолжал оставаться важным центром польской и русской культуры.
В начале Первой мировой войны в сентябре 1914 года город был взят русскими войсками но в июне 1915 года снова был занят австро-венгерскими войсками.
Вместе с развалом Габсбургской империи в конце Первой мировой войны начались междоусобицы. На 1 ноября 1918 в городе находились украинские и польские военные. Польско-украинская война продолжалась до июля 1919 года. Решением межсоюзнической комиссии в Париже Львов был оставлен под управлением Польши — до окончательного решения его судьбы. После подписания Рижского мирного соглашения Львов остался польским городом, административным центром Львовского воеводства, которое занимало большую часть современных Подкарпатского воеводства Польши и Львовской области. Таким образом, Львов никогда не принадлежал не только Украине, но и Российской империи.
1 сентября 1939 года войска Германии вошли в Польшу, а 22 сентября 1939 года в соответствии с Секретным протоколом к пакту Молотова — Риббентропа было подписано соглашение «о передаче города Львова войскам Советского Союза». Так Львов стал частью советской Украины.
30 июня 1941 года город был занят немцами. В тот же день ОУНовцы провозгласили во Львове «Украинское государственное правление» во главе с Ярославом Стецько, вскоре, однако, арестованным немцами. После вступления в город немецких войск 1 июля 1941 года украинские националисты-бандеровцы и местные жители участвовали в еврейском погроме, жертвами которого стали несколько тысяч человек. Немецкие власти организовали концентрационный лагерь на территории Цитадели, а также Львовское гетто и концлагерь «Яновска» для уничтожения еврейского населения, в котором они уничтожили свыше 140 тысяч евреев и советских военнопленных. Яновский концлагерь стал одним из первых лагерей смерти, где пытки и казни евреев проводились под музыку еврейских музыкантов. 27 июля 1944 года город был взят Красной Армией и вновь стал областным центром Украинской ССР.
После войны было выселено почти всё польское население города, в основном, в западную часть Польши, на так называемые Возвращённые земли, город начали заселять украинцами, русскими и др. Так, если на 20 июня 1945 года во Львове жило свыше 85 тысяч поляков, то на 11 апреля 1950 года их осталось только 29,9 тысяч. В 1950 году население Львова состояло из украинцев — 144583, русских — 90379, поляков —29893, евреев — 18614, других —14894.
Польский язык и его региональный вариант практически вышли из употребления. Также в послевоенный Львов переехало значительное количество пришлого (негалицкого) украинского, русского и еврейского населения, главным образом из восточной части УССР, в меньшей степени из РСФСР и БССР. В городе стал преобладать украинский и русский языки.
Те поляки, которые все же остались во Львове, оказались в сложных общественных условиях, они потеряли статус государственного этноса и превратились в малочисленное меньшинство, которое в 1959 году составляло лишь 4 % населения города, уступая украинцам, русским и евреям. Город покинули поляки-представители управленческой, культурно-образовательной, научной и технической интеллигенции, духовенство, военные, высококвалифицированные рабочие. Среди оставшихся значительную долю составили поляки из смешанных семей, преимущественно женщины. Среди поляков развивались процессы ассимиляции; в 1989 году около 40 % из них назвали родным языком украинский, 15 % — русский.
Евреи поселились во Львове вскоре после основания города примерно около 1256 года и долгое время представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину, которая дала миру многих известных деятелей науки и культуры. В 1939 году в городе насчитывалось 97 синагог.
Накануне Холокоста около трети львовян были евреями (более140 000), в 1941 это число возросло до 240 000 из-за беженцев и переселенцев из немецкой зоны оккупации Польши. Подавляющее большинство евреев были убиты во время нацистской оккупации, и до занятия города Красной армией выжили не более 200 человек. До семидесятых годов XX века во Львове проживало более 30 000 евреев. Современная еврейская община Львова значительно уменьшилась в результате эмиграции и, в меньшей мере, ассимиляции, и насчитывает около 2000 человек.
По данным переписи населения 2001 года население Львова составляло более 758 тысяч человек, то есть сократилось с 1989 года более чем на 57 тысяч человек.; 85 % относили себя к украинцам, 12 % к русским; 79 % общались на украинском языке, 20 % — на русском;
К началу ХХ1 века во Львове проживает более 64 тысяч русских (8,9 %; перепись, 2001), крупнейшая русская и русскоязычная община на Западной Украине. Русская община во Львове сложилась в основном в конце 1940-х годов, хотя русские эмигранты жили в городе ещё до присоединения Западной Украины к УССР.
Во Львове мне пришлось быть всего один раз. Город носил чисто западно-украинский характер. И хотя наименования улиц имели двуязычные названия, тем не менее, явно чувствовалось превосходство в обыденной жизни украинского языка с сильным польским оттенком. Однако никакого явного национализма я не заметил. Воспользовавшись командировкой я зашёл в гости к матери моего московского товарища-еврея Анатолия Ш. В беседе я несколько удивлённо спросил, почему допрашиваемые мною украинцы, поляки и евреи не требуют переводчиков и очень хорошо говорят на русском языке. Ответ пожилой еврейки меня удивил: « Если бы не владели русским языком, то не могли бы на улице и в быту общаться между собой – мы не понимаем национальные языки, русский язык является средством нашего межнационального общения.»
.Одесса
В сентябре 1789 существовавшая на этом месте османская крепость Ени-Дунья (Новый свет) была завоёвана казацко-русскими войсками под командованием Хосе де Рибаса. Первоначально на месте татаро-турецкого поселения Хаджибей, отошедшего к России в 1791 году по Ясскому договору, планировали сделать поселение для вольнонаёмных матросов, служивших в Средиземноморской флотилии.
10 июня 1793 года состоялась закладка новой Хаджибейской крепости, руководителем строительства которой был назначен генерал-аншеф Суворов
Годом основания современного города как военно-морского и торгового порта Российской империи на Чёрном море принято считать 1794 год, когда 27 мая (7 июня) 1794 года императрица Екатерина II издала рескрипт об основании гавани в Хаджибее. Таким образом, вполне очевидно, что город Одесса является исконно российским, хотя первыми поселенцами были албанцы, греки, итальянцы.
Одесса развивалась столь стремительно, что всего за одно столетие превратилась из небольшого посёлка в крупнейший морской порт России на Чёрном море и четвёртый по величине город Российской империи после Петербурга, Москвы и Варшавы.
Наиболее многочисленной этнической группой в Одессе были русские (49 % населения в конце XIX века). Национальный состав Одессы в 1926 году: 39,2 % русских, 36,9 % евреев, 17,7 % украинцев, 2,4 % поляков и другие..
В городе существовала большая еврейская диаспора. Согласно переписи населения 1897 года в Одессе проживали 124 тыс., или 30,5 % евреев по отношению ко всему населению города (404 тыс. жителей). В результате Холокоста еврейское население Одессы потеряло до 85 000 человек. После того, как в 1970-е началась широкая эмиграция в Израиль, количество евреев в городе значительно уменьшилось в очередной раз.
После Октябрьской социалистической революции, 27 октября 1917 года совет солдатских депутатов объявил о переходе власти к Ревсовету. В начале ноября 1917 года в Ревсовет были приглашены представители старого городского управления. В первых числах декабря 1917 года в городе прошли бои между красногвардейцами и сторонниками Центральной Рады УНР (самостийниками) и власть в городе перешла под контроль Центральной Рады. 21 декабря 1917 года Одесса была провозглашена «вольным городом» впредь до созыва Учредительного Собрания. В середине января 1918 года большевики подняли восстание, отбили город у сторонников Центральной рады и Временного правительства. Война за город между разными политическими силами велась с переменным успехом, но 7 февраля 1920 года советская власть была установлена в Одессе окончательно.
Начиная с 20-х годов XX века Одесса — один из крупнейших городов Украинской ССР.
В 1941—1944 гг. Одесса была оккупирована румынскими войсками и входила в состав румынской Транснистрии. За годы оккупации десятки тысяч мирных жителей Одессы, в основном евреи, были казнены.
10 апреля 1944 года советские войска освободили Одессу
В 1989 году национальный состав Одессы составлял: 48,9 % украинцев, 39,4 % русских, 5,9 % евреев, 1,5 % болгар и представителей других национальностей. В Одессе существует местный диалект русского языка, подвергшийся влиянию украинского, идиш, молдавского, французского, греческого, итальянского, испанского языков.
В Одессе мне довелось быть три или четыре раза. Никаких сложностей с русским языком там никогда не было. В один из последних приездов, кажется это был 1989 год, мой товарищ из Одесской прокуратуры Александр Г. пригласил меня в знаменитую «пивную на Дерибасовской» - «Гамбринус». Компанию нам составили его знакомые - по национальности грек и еврей. По проходу между столов ходил со скрипкой старый еврей, игравший мелодии старых блатных песен, перемежавшихся еврейскими и молдавскими мелодиями. Не помню уж по какой причине мы заговорили о межнациональных отношениях в Одессе и мои знакомые, с улыбкой и неподражаемым одесским выговором сказали, что у них нет национального вопроса так как у всех одна национальность – одессит и даже собственный язык – «суржик».
Харьков
Современный город основан указом русского царя Алексея Михайловича в 1654 году на месте древнего, то-ли гуннского, то-ли как половецкого городища XI века. С 1660 по 1665 год административный центр Слободских казацких полков. С 19 декабря 1919 года по 24 июня 1934 года —столица Украинской Социалистической Советской Республики. Харьков всегда являлся городом Российской империи и в СССР был крупнейшим промышленным и научным центром. Город занимает 2-е место на Украине по количеству населения. Харьков — многонациональный город: здесь проживают представители 111 национальностей.
Этнический состав населения города за столетие претерпел значительные изменения. По данным переписи 1897 года доля горожан, для которых родным языком был малорусский (украинский), составляла 25,9 %, великорусский (русский) — 63,2 %, еврейский (идиш) — 5,7 %.
По переписи 1939 годов украинцев в Харькове было 48,5 %, русских — 29,7 %, евреев — 15,6 %.
К моменту освобождения Харькова от фашистов в городе оставалось -170 тыс. жителей. К моменту относительного восстановления Харькова после войны численность населения постепенно увеличилась до 930 000 человек. На восстановление Харькова со всех республик ехали люди самых разных национальностей. И, вполне естественно, что русский язык и в этом городе стал основным внутренним языком межличностного общения.
По переписи населения 1989 года доля украинцев составила 50,38 %; а по переписи 2001 года доля украинцев составила 60,99 %, русских — 34,2 %, евреев — 0,8 %. В городе традиционно существовала большая еврейская община, практически уничтоженная в годы оккупации 1941—1943, возродившаяся из руин после войны и сильно уменьшившаяся после эмиграции 1980—1990-х годов.
В Харькове я дважды был проездом и оба раза останавливался у отца моего наставника и учителя следственной профессии Ладейщикова В.Ф., он однажды устроил мне небольшую экскурсию по Харькову Сам Ф. Ладейщиков приехал после войны в Харьков из Воронежа по направлению ЦК КПСС и до ухода на пенсию работал секретарём обкома партии и поэтому в его рассказе о Харькове явно превалировали эпизоды восстановления города. Так что и Харьков по своему рождению является российским городом.
Николаев
По указу князя Григория Потёмкина в устье реки Ингул под руководством полковника Михаила Фалеева в 1788 году была заложена верфь, вокруг которой начал строиться город. В первый год строительства город назывался по-разному: Ингульская верфь, Верфь на Ингуле, Усть-Ингул и т. д. Город получил своё название в память о победе, одержанной в 1788 году русскими войсками — взятии турецкой крепости Очаков в день покровителя моряков, святителя Николая Мирликийского (святого Николая).
В 1790 году был спущен с верфи первый корабль — 46-пушечный фрегат «Святой Николай». Им было положено начало постройки в Николаеве крупных парусных военных кораблей и определена основная отрасль города —судостроение. Так что и этот город является исконно русским.
С 1860 года по 1871 год военным губернатором Николаева был Богдан фон Глазенап. По его ходатайству высочайшим повелением в городе в 1862 году был открыт коммерческий порт для захода иностранных судов, а город — для приезда и жизни иностранцев. В связи с этим в городе были учреждены иностранные консульства. Всё это послужило толчком к преобразованию Николаева в большой торговый порт.
Уже в конце XIX века Николаевский порт занимал третье место после Санкт-Петербурга и Одессы по объёму торговли с заграницей, а по экспорту зерна, поставщиками которого были степные губернии — первое место в стране. Сам Николаев стал большим промышленным центром на юге Российской империи.
С началом Великой Отечественной войны Николаев 16 августа 1941 года был оккупирован. 28 марта 1944 года город был освобождён от гитлеровских войск советскими войсками. В послевоенное время Николаев стал одним из центров судостроения СССР.
Как и большинство городов юга Украины, Николаев возник и развивался как русскоязычный город, хотя языковые влияния соседнего украиноязычного населения также были заметны на всём протяжении истории города. По переписи 2001 года 56,8 % жителей города назвали русский язык родным, что после принятия в 2012 году закона «Об основах государственной языковой политики» послужило поводом придания ему статуса регионального.
В Николаеве я был всего один раз, но каких-либо проблем с использованием русского языка у меня и моих спутников не было.
Херсон
В 1737 году во время Русско-турецкой войны (1735—1739) на правом берегу Днепра было построено укрепление русской армии Александр-шанц. После победы в Русско-турецкой войне (1768—1774) возникла необходимость в верфи на Чёрном море для строительства полноценного военного флота. Для определения места была организована экспедиция, которую возглавил вице-адмирал А. Н. Сенявин, командующий Азовской флотилией.
18 июня 1778 года Екатериной II был подписан указ об основании крепости и верфи и уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон в честь Херсонеса Таврического.
Основателем города, а впоследствии его генерал-губернатором был фаворит императрицы Екатерины II, известный государственный и военный деятель Г. А. Потёмкин. Строительство крепости и города было возложено на генерал-цейхместера И. А. Ганнибала.
В Херсоне началось строительство Черноморского флота. Под руководством А. Н. Сенявина был построен первый командный пункт и казармы для матросов. В строительстве крепости и города вместе с рабочими участвовали солдаты и матросы. В 1784 году Херсон стал уездным городом Российской империи. Так что и этот город является русским по праву своего рождения. В Херсоне похоронен Потёмкин.
С марта 1923 года до 1930 года Херсон был центром Херсонского округа, затем — районным городом, входящим в состав Николаевской области Украинской ССР. В послевоенные годы Херсон превратился в крупный промышленный, сельскохозяйственный и культурный центр на юге Украинской ССР.
Согласно данным переписи населения Украины 2001 года 76,4 % населения города составляли украинцы, 20,0 % — русские, и 3,6 % — представители других национальностей. Херсон относится к русскоговорящему региону. В городе на бытовом уровне используется преимущественно русский язык, а в сельской местности похожий на одесский суржик. Видимо поэтому там несмотря на все потуги современной «киевской элиты» и никак не получается внедрить ультранационализм.
Бердянск
Первые поселения на месте будущего Бердянска были основаны в XVI веке входившими в состав Российской империи запорожскими казаками, как форпост Запорожской Сечи. В 70-х годах XVIII века, возле устья реки Берды, на левом берегу была построена Петровская крепость, как часть Днепровской оборонительной линии, для защиты южных рубежей Российской империи от набегов крымских татар. Правобережье Берды стало русским в 1783 году, после присоединения Крымского ханства к России. В начале XIX века экономические интересы Российской империи потребовали строительства порта на побережье Азовского моря для экспорта пшеницы за границу из Приазовья и Левобережья Днепра. В 1830 году здесь было завершено строительство порта, а в 1835 году Бердянск получил звание города, в 1842 году стал центром Бердянского уезда Таврической губернии Российской империи. Так что и этот город родился в Российской империи.
C конца XIX века Бердянск развивается как приморский грязевой и климатический курорт с песчаными пляжами на Бердянской косе. После открытия лечебных свойств грязей Бердянского лимана, в 1902 году здесь была открыта первая грязелечебница.
В послевоенные годы Бердянск постепенно становится всесоюзной здравницей, что оказало влияние на его национальный состав. К моменту развала СССР ( по переписи 2001 года) в Бердянске проживало более 100 национальностей : украинцы (56,82 %), русские (37,38 %), болгары (3,27 %), белорусы (0,8 %), армяне (0,2 %), татары (0,16 %), евреи (0,14 %) и другие.
Численность населения в 1991 году составляла 138 700 человек а на 1 января 2019 года - 110 455 человек.
В Бердянске я был в 1990 году и нигде не встречал украинской речи.
Эпилог
Проделав этот историко-географический и этнический экскурс я позволю себе задать вопрос – а кого, собственно, из проживающих на территории нынешней Украины надо считать малыми коренными народами, а кого основными? И почему некоторые «основные» народы, лишены права, предоставленного «малым коренным» народам? И если бы не было доведённого до абсурда националистического антирусского угара, то не было бы у Украины и проблемы с Крымом, и с Донбассом, и с Луганском. Не было бы и жертв ни в Киеве, ни в одесском доме профсоюзов. И все жили бы в мире и согласии. Когда, наконец, украинские политики поймут, что «корень зла» не Россия и не русский народ, а оголтелая, причём вооружённая, кровавая компания против носителей русского языка. Удалите этот корень и всё постепенно войдёт в обычные рамки.
«Зри в корень!»
Козьма Прутков
Выражение "зри в корень" возникло как афоризм. Оно означает "вникай в самую суть какого-то явления, обращай внимание на главное".
Война – наивеличайшее зло в мире. Оно не возникает ниоткуда. Но как у каждого зла она имеет свои корни. Боевые действия на Украине не стали неожидаемым событием. Они готовились на протяжении более 10 лет, причём последние 8 лет – открыто и цинично украинские политики шли к своей катастрофе …по трупам своих граждан, активно взращивая «чертополох войны». И вот сейчас пришло время вырвать этот ядовитый сорняк. Но сорняки необходимо удалять с корнем. Попробуем докопаться до корня, ибо как говорил незабвенный Козьма Прутков - Зри в Корень!
Итак, мы начинаем наше исследование – попробуем вскрыть
Корень зла
Корешков у этого чертополоха довольно много, но мы рассмотрим пока только один, основной корень зла, породивший массовые человеческие жертвы, и который наиболее «щедро» вскармливался бездумной политикой политических лидеров Украины.
Основным стеблем этого чертополоха явился гнусный, ничем не сдерживаемый, абсолютно бездумный и агрессивно яростный по своим проявлениям национализм, выбравшийся из подполья внешне благополучной независимой Украины в начале 10 годов нынешнего века ещё во времена президентского правления Ющенко.
Вспомним, какая яростная предвыборная борьба разгорелась на политическом поле Украины, когда новым президентом был избран Янукович. Основным тезисом политических противников Януковича являлся крик души многих украинцев – «Украина це Европа», активно оседланный националистами и вынужденно поддержанный Януковичем. Однако, Янукович не предусматривал полного политического и экономического разрыва с Россией, а именно это было целью вскормленного на западные деньги национализма. Их было меньшинство, но они были агрессивны. Впоследствии сами украинцы их назовут «нациками» и своими методами сначала политического, а впоследствии и физического террора они подавят активность представителей гражданского общества Украины. А следующей стадией их террористической активности станет сначала «Майдан» 2014 года, унесший более 100 человеческих, жизней и ставший предтечей государственного переворота, приведшего к власти олигарха Порошенко, а затем и безнаказанное сожжение более сорока человек в Доме профсоюзов в Одессе.
Совершив государственный переворот и силой завоевав власть на западе и юге Украины и в Киеве, одержимые своей идеей «нацификации» всех жителей Украины «нацики» рванули на восток своей республики, пытаясь на свой манер силой внедрить украинизацию» на исторически сложившихся русскоговорящих территориях. И тут у них получился «облом» - жители Крыма, Донецкой и Луганской областей встретили их в штыки. В прямом смысле. Тысячи шахтёров взялись за оружие и оказали прямое вооружённое сопротивление доморощенным национал-фашистам. И там конфликт продолжался на протяжении 8 лет. Пришедшие к власти националисты не хотели признавать право жителей этих регионов говорить на русском языке и стали пытаться с помощью орудий внедрять «украинску мову» в мирных жителей Донбасса и Луганщины. Это «внедрение» стоило жизни 15 тысячам мирных жителей, включая детей.
Пока жители востока Украины сопротивлялись этой националистической агрессии, остальное население Украины постепенно выходило из-под националистического угара и в ожидании перемен избрали новым Президентом Украины Зеленского, который пообещал прекратить кровопролитие на востоке. Но уйти из-под влияния «нациков» Зеленскому не удалось. Проблему насильственной «украинизации» перенесли в «правовое поле» - уже при новом президенте в конце мая 2020 г. Зеленский внёс в Раду «Закон о коренных народах». Этот закон начали активно обсуждать - не только в Украине, но и в России. Тему затронул наш президент В.В. Путин в своем интервью, посвященном Украине. Он раскритиковал законопроект, обвиняя власти Украины в дискриминации русских и других народов, населяющих страну, которые привилегий "коренных" не удостоились.
Правда, под коренными народами, имеющими особые права и привилегии, в законе почему-то понимаются только особые права для трех национальностей - крымских татар, караимов и крымчаков. Они, в отличие от тех же русских, смогут учиться на родном языке.
В чём же заключается «корень зла» украинского закона о коренных народах, что сделало его достаточно скандальным. Я хочу проанализировать проблему без излишней политизации, а только исходя из историко-географических особенностей и моего личного опыта общения с жителями некоторых особо крупных городов Украины, в которых мне удалось побывать за время моей службы в прокуратуре РСФСР. Правда, совсем без политики обойтись не удалось, но, что делать, если вся наша жизнь одна большая глобальная политика. В том числе и международная политика в области «коренных народов». Вот с этого глобального чисто политического определения я и хочу начать свои рассуждения.
В чем суть международно-правового определения "коренных народов" и его особенности по-украински?
Декларация о правах коренных народов, принятая в 2007 году, не содержит определения понятия «коренные народы». К сожалению, общепринятых характеристик понятия «коренные народы» в международном праве нет, но под этим термином понимаются, как правило, некие «малые народы». Они, обычно, являются представителями разных рас, культур, языковых групп, религий и живут фактически на всех обитаемых континентах; они находятся на разных этапах социального, экономического и культурного развития. В силу своей самобытности у них разные потребности, интересы, стремления и требования. Коренные народы, как записано в резолюции 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 сентября 2007 года, «стали жертвами исторических несправедливостей в результате, среди прочего, их колонизации и лишения их своих земель, территорий и ресурсов, что препятствует осуществлению ими, в частности, своего права на развитие в соответствии с их потребностями и интересами…»
У нас в России по официальным данным проживает 47 коренных малочисленных народов, нуждающихся в особых защитительных мерах для сохранения их самобытности.
Но всё же, что следует понимать под термином «коренные народы»? Термин, обозначающий коренное население введён Конвенцией МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989). В соответствии со ст. 1 этой Конвенции она распространяется:
- на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от др. групп нац. сообщества, и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством;
- на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период её завоевания или колонизации, или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты.
Закон Зеленского дает своеобразное определение, что такое коренной народ: "автохтонное этническое сообщество, которое сформировалось на территории Украины, является носителем самобытного языка и культуры, имеет традиционные, социальные, культурные или представительские органы, осознает себя коренным народом Украины, является этническим меньшинством в составе населения и не имеет государственного образования за пределами Украины". Но почему-то в законе упоминаются только три народа - крымские татары, караимы и крымчаки. Уже одно это говорит о чисто политическом антироссийском направлении этого законопроекта – ведь все эти три национальные народа являются коренными жителями Крыма и в настоящее время проживают на территории Крыма, т.е. России. Политико-провокационная цель этого законопроекта очевидна. Отсюда возникает вопрос: если только эти три народа являются коренными, то к какому разряду относятся все остальные народы, проживающие на территории Украины? К колонизаторам, по определению ООН, которые в результате своей колонизации лишили их своих земель, территорий и ресурсов, или к народам, которые в различные исторические периоды в результате различных событий давно и прочно заселились на эти земли и превратились, таким образом, в коренное население? Куда надо отнести русских, венгров, поляков, белорусов, греков, молдаван, евреев, армян - и всех других, кто столетиями жил на территории Украины? Почему только крымским татарам, караимам и крымчакам предоставляются широкие культурные, экономические, образовательные и языковые права. Почему только им можно создавать свои учреждения образования, обучаться на родном языке? В отличие от тех же - русских (второй по величине нации в Украине!) - у которых такое право забрали. После принятия законов об украинизации и среднем образовании языковые права национальных меньшинств оказались резко сужены, а русских - практически обнулены. Это вызвало критику в Европе. Венецианская комиссия потребовала изменить эти законы или принять новый - о правах национальных меньшинств, где исправить ситуацию с языками обучения. Из формулировок закона следует, что остальные этнические меньшинства в Украине не обладают теми же правами относительно использования своего языка, как и "коренные" народы.
Вот в этой языковой дискриминации и оказался зарыт «корень зла», который дал свои ядовитые всходы в виде дебильного национализма в современной «элите» Украины. Именно от этих идей отказались жители Крыма, единодушно проголосовавшие за возврат в Россию. Уже сегодня эти ядовитые «плоды» пожинают не только жители Донецкой и Луганской областей, восставших против дикого национализма, но и венгры и русины Закарпатья, евреи и болгары в Одесской области, греки в Приазовье. Пока ещё не очень сильно, но заметно проявляются антинационалистические настроения в Харькове, Одессе, Николаеве, Херсоне.
Но хватит о политике. Перейдём к историко-географическому анализу возникновения собственного коренного населения современной Украины.
Откуда пошла и есть Украина
Украину в современных границах создал Советский Союз при прямом участии русского народа в 1922 году. А что было до этого? Кто жил на этой территории? Я попробую рассмотреть этот историко-географический вопрос на примере наиболее крупных украинских городов, в которых мне лично было суждено побывать в служебных командировках в период 1986-1991 годов. Начнём с нынешней столицы Украины.
Киев. За свою историю Киев был столицей полян, Киевской Руси, Киевского княжества, Украинской Народной Республики, Украинской Народной Республики Советов, Украинской державы, Украинской Советской Социалистической Республики, а с 1991 года — независимой Украины.
При советской власти в учебниках по истории СССР ссылаясь на «Повести временных лет», относящихся к 882 году, Киев устами новгородского князя Вещего Олега именовали не иначе, как «матерью городов русских». который перенёс туда свою резиденцию.
На Руси владение Киевским великокняжеским столом принадлежало (по крайней мере теоретически) старшему в роде и обеспечивало верховную власть над удельными князьями. Киев оставался реальным политическим центром Киевской Руси, по крайней мере до смерти Владимира Мономаха. В период раздробленности Киев формально продолжал считаться старшим столом и служил постоянным объектом борьбы между сильными князьями. В течение веков город неоднократно подвергался нападению и разграблению другими народами. В 1240 году Киев был разграблен и разрушен монголо-татарами. В дальнейшем Киевское княжество продолжило своё существование под монголо-татарским игом, им продолжали править Рюриковичи, однако княжение они получали по ярлыку от ордынского хана..
Но в 1324 году а смену татаро-монголам в Киев пришли литовцы и Киевское княжество стало вассалом Литвы, а его новым правителем стал Миндовг Гольшанский — основатель новой династии киевских правителей — князей Гольшанских. С 1362 года по 1569 год Киев входит в состав Великого княжества Литовского, с 1569 года по 1654 год он входит в состав Короны Польской Речи Посполитой. В 1654 году в городе происходит антипольское восстание и Киев переходит «под руку московского царя». С тех пор Киев постоянно находился в составе Российской империи и был объектом различных административных реорганизаций.
В ноябре-декабре 1796 года учреждена новая Киевская губерния, причём часть территории, находившаяся на левобережье Днепра, отошла к Малороссийской губернии. После Февральской революции в России 3 марта 1917 года город перешёл в подчинение Временному правительству России. После Октябрьской революции в России город и губерния перешли в подчинение Временного рабоче-крестьянского правительства.
Начиная с ноября 1917 года Киев многократно переходил из рук в руки, власть постоянно менялась. В феврале 1918 года городом овладели войска Советской России, но они долго не продержались и 1 марта 1918 года —в город вошли войска Украинской Народной Республики (УНР) под командованием С. Петлюры и власть вновь перешла Центральной Раде, но уже в апреле 1918 года в город вошли немецкие войска, которые сделали гетманом Украины П. П. Скоропадского а Киев стал столицей «державы». Но борьба за власть продолжалась и в декабре 1918 года в город вновь вошли войска С. Петлюры. Однако, спустя 2 месяца в феврале 1919 года город вновь взяла Красная армия и опять не надолго. В конце августа 1919 года Киев вновь был захвачен частями теперь уже белогвардейской Добровольческой армии Вооружённых Сил Юга России, Галицкой армии, армии Украинской Народной Республики. В октябре 1919 года произошло взятие города Красной армией, а уже мая 1920 года — в Киев вступили части Войска Польского. (Все эти события нашли отражение в литературных произведениях той эпохи – в песне «Наш паровоз вперёд лети…», в пьесе М.Булгакова «Дни Турбиных»).
12 июня 1920 года — взятие Киева Красной армией. С 12 июня 1920 года окончательно вошёл в состав УССР. С этого времени наметилась некоторая политическая стабилизация .
24 июня 1934 года по решению Совнаркома Украины столица Украинской ССР перенесена из Харькова в Киев.
Дальнейшие трагические для Киева события связаны с Отечественной войной. Более 70 дней продолжалась оборона города. Немецкая армия потеряла здесь более 100 000 человек, но 19 сентября 1941 года войска Красной армии были вынуждены оставить город. В 1941—1943 годах в районе Бабьего Яра находился Сырецкий лагерь смерти. За время оккупации здесь было расстреляно более 100 тысяч жителей города Киева и военнопленных. Освобождён о фашистских захватчиков Киев был к утру 6 ноября 1943 года. Над послевоенным возрождением города трудились все республики бывшего СССР.
Все эти политические события отразились и на национальном составе населения.
В конце XVIII века население составляло около 30 000 человек. В середине XVII века подавляющее большинство населения Киева составляли украинцы, некоторую долю составляли русские, белорусы и поляки. Кроме этого, в городе проживали армяне, евреи, греки, татары, немцы и представители других этнических групп.
По данным переписи населения 2001 года, в Киеве проживало 2 611 300 жителей. Согласно переписи 2001 года, население города на 82,2 % состояло из украинцев и на 13,1 % из русских. В ходе опроса, проводившегося в ноябре 2006 года, 83 % жителей города назвали себя украинцами, 14 % — русскими, 3 % — евреями, армянами и представителями других национальностей.
Языковая история Киева сложна и противоречива]. Во многом она является отражением его долгой и довольно противоречивой истории, а также различных изменений в языковой политике последних столетий. Интенсивное смешение двух близкородственных языков, приведшее к появлению так называемого суржика, отмечалось в Киеве со второй четверти XIX века. По данным последней переписи населения 2001 года, 72,1 % киевлян назвали родным языком украинский, 25,3 % — русский язык. По официальным данным состоянию на 2000 год, в семейном общении только 18 % киевлян использовали украинский язык, 48 % — русский, a 34 % — общались на двух языках, в зависимости от обстоятельств. (Однако, даже за границей в Европе выходцы из Украины общаются на русском языке и даже их преступников считают «русской мафией»).
Я бывал в Киеве в конце 80-х годов и меня как-то не затрагивало и не напрягало двуязычное написание названий улиц и учреждений в Киеве. Воспитанный в интернациональной среде бывших строителей города Комсомольска-на-Амуре, окружающих мою мать, я ещё сравнительно маленьким мальчишкой слышал на их вечеринках армянские, еврейские, украинские песни и различные истории, включая национальные анекдоты. И очень любил эстрадных артистов Тарапуньку и Штепселя, чьи русско-украинские выступления слушались и легко воспринимались без каких-либо переводчиков. Язык украинский был действительно братским и, хотя я на нём не мог говорить, но понимал практически всё. К чему я это вспомнил? А к тому, что в то время в Киеве я не встретил ни одного киевлянина, который считая себя украинцем, или евреем, или даже греком – а мне приходилось допрашивать в качестве свидетелей людей разных национальностей - попытался со мной поговорить на украинском языке и требовали бы участия переводчика. Все считали русский язык таким же своим родным, как и национальный язык.
Львов. Первое упоминание о Львове относится к 1256 году. Согласно наиболее распространённой версии Львов был основан лишь в XIII веке королём Даниилом Галицким и был назван в честь его сына Льва. В городе были колонии: немецкая, еврейская, армянская, татарская. В 1370—1387 годах городом управляли венгерские наместники, под управлением Владислава Опольчика. В 1387 Львов и окружающие земли были возвращены под влияние Польши. На протяжении следующих столетий население города быстро росло, и вскоре Львов стал многонациональным городом со множеством религиозных исповеданий и важным центром культуры, науки и торговли.
В 1772, после Первого раздела Польши, Львов стал столицей австрийской провинции — формально независимого Королевства Галиции и Лодомерии. В 1772—1918 годах город официально носил название Лемберг. Языком администрации после вхождения Львова в состав Австрии стал немецкий, а большинство должностей городского управления заняли немцы и чехи. Несмотря на это, город продолжал оставаться важным центром польской и русской культуры.
В начале Первой мировой войны в сентябре 1914 года город был взят русскими войсками но в июне 1915 года снова был занят австро-венгерскими войсками.
Вместе с развалом Габсбургской империи в конце Первой мировой войны начались междоусобицы. На 1 ноября 1918 в городе находились украинские и польские военные. Польско-украинская война продолжалась до июля 1919 года. Решением межсоюзнической комиссии в Париже Львов был оставлен под управлением Польши — до окончательного решения его судьбы. После подписания Рижского мирного соглашения Львов остался польским городом, административным центром Львовского воеводства, которое занимало большую часть современных Подкарпатского воеводства Польши и Львовской области. Таким образом, Львов никогда не принадлежал не только Украине, но и Российской империи.
1 сентября 1939 года войска Германии вошли в Польшу, а 22 сентября 1939 года в соответствии с Секретным протоколом к пакту Молотова — Риббентропа было подписано соглашение «о передаче города Львова войскам Советского Союза». Так Львов стал частью советской Украины.
30 июня 1941 года город был занят немцами. В тот же день ОУНовцы провозгласили во Львове «Украинское государственное правление» во главе с Ярославом Стецько, вскоре, однако, арестованным немцами. После вступления в город немецких войск 1 июля 1941 года украинские националисты-бандеровцы и местные жители участвовали в еврейском погроме, жертвами которого стали несколько тысяч человек. Немецкие власти организовали концентрационный лагерь на территории Цитадели, а также Львовское гетто и концлагерь «Яновска» для уничтожения еврейского населения, в котором они уничтожили свыше 140 тысяч евреев и советских военнопленных. Яновский концлагерь стал одним из первых лагерей смерти, где пытки и казни евреев проводились под музыку еврейских музыкантов. 27 июля 1944 года город был взят Красной Армией и вновь стал областным центром Украинской ССР.
После войны было выселено почти всё польское население города, в основном, в западную часть Польши, на так называемые Возвращённые земли, город начали заселять украинцами, русскими и др. Так, если на 20 июня 1945 года во Львове жило свыше 85 тысяч поляков, то на 11 апреля 1950 года их осталось только 29,9 тысяч. В 1950 году население Львова состояло из украинцев — 144583, русских — 90379, поляков —29893, евреев — 18614, других —14894.
Польский язык и его региональный вариант практически вышли из употребления. Также в послевоенный Львов переехало значительное количество пришлого (негалицкого) украинского, русского и еврейского населения, главным образом из восточной части УССР, в меньшей степени из РСФСР и БССР. В городе стал преобладать украинский и русский языки.
Те поляки, которые все же остались во Львове, оказались в сложных общественных условиях, они потеряли статус государственного этноса и превратились в малочисленное меньшинство, которое в 1959 году составляло лишь 4 % населения города, уступая украинцам, русским и евреям. Город покинули поляки-представители управленческой, культурно-образовательной, научной и технической интеллигенции, духовенство, военные, высококвалифицированные рабочие. Среди оставшихся значительную долю составили поляки из смешанных семей, преимущественно женщины. Среди поляков развивались процессы ассимиляции; в 1989 году около 40 % из них назвали родным языком украинский, 15 % — русский.
Евреи поселились во Львове вскоре после основания города примерно около 1256 года и долгое время представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину, которая дала миру многих известных деятелей науки и культуры. В 1939 году в городе насчитывалось 97 синагог.
Накануне Холокоста около трети львовян были евреями (более140 000), в 1941 это число возросло до 240 000 из-за беженцев и переселенцев из немецкой зоны оккупации Польши. Подавляющее большинство евреев были убиты во время нацистской оккупации, и до занятия города Красной армией выжили не более 200 человек. До семидесятых годов XX века во Львове проживало более 30 000 евреев. Современная еврейская община Львова значительно уменьшилась в результате эмиграции и, в меньшей мере, ассимиляции, и насчитывает около 2000 человек.
По данным переписи населения 2001 года население Львова составляло более 758 тысяч человек, то есть сократилось с 1989 года более чем на 57 тысяч человек.; 85 % относили себя к украинцам, 12 % к русским; 79 % общались на украинском языке, 20 % — на русском;
К началу ХХ1 века во Львове проживает более 64 тысяч русских (8,9 %; перепись, 2001), крупнейшая русская и русскоязычная община на Западной Украине. Русская община во Львове сложилась в основном в конце 1940-х годов, хотя русские эмигранты жили в городе ещё до присоединения Западной Украины к УССР.
Во Львове мне пришлось быть всего один раз. Город носил чисто западно-украинский характер. И хотя наименования улиц имели двуязычные названия, тем не менее, явно чувствовалось превосходство в обыденной жизни украинского языка с сильным польским оттенком. Однако никакого явного национализма я не заметил. Воспользовавшись командировкой я зашёл в гости к матери моего московского товарища-еврея Анатолия Ш. В беседе я несколько удивлённо спросил, почему допрашиваемые мною украинцы, поляки и евреи не требуют переводчиков и очень хорошо говорят на русском языке. Ответ пожилой еврейки меня удивил: « Если бы не владели русским языком, то не могли бы на улице и в быту общаться между собой – мы не понимаем национальные языки, русский язык является средством нашего межнационального общения.»
.Одесса
В сентябре 1789 существовавшая на этом месте османская крепость Ени-Дунья (Новый свет) была завоёвана казацко-русскими войсками под командованием Хосе де Рибаса. Первоначально на месте татаро-турецкого поселения Хаджибей, отошедшего к России в 1791 году по Ясскому договору, планировали сделать поселение для вольнонаёмных матросов, служивших в Средиземноморской флотилии.
10 июня 1793 года состоялась закладка новой Хаджибейской крепости, руководителем строительства которой был назначен генерал-аншеф Суворов
Годом основания современного города как военно-морского и торгового порта Российской империи на Чёрном море принято считать 1794 год, когда 27 мая (7 июня) 1794 года императрица Екатерина II издала рескрипт об основании гавани в Хаджибее. Таким образом, вполне очевидно, что город Одесса является исконно российским, хотя первыми поселенцами были албанцы, греки, итальянцы.
Одесса развивалась столь стремительно, что всего за одно столетие превратилась из небольшого посёлка в крупнейший морской порт России на Чёрном море и четвёртый по величине город Российской империи после Петербурга, Москвы и Варшавы.
Наиболее многочисленной этнической группой в Одессе были русские (49 % населения в конце XIX века). Национальный состав Одессы в 1926 году: 39,2 % русских, 36,9 % евреев, 17,7 % украинцев, 2,4 % поляков и другие..
В городе существовала большая еврейская диаспора. Согласно переписи населения 1897 года в Одессе проживали 124 тыс., или 30,5 % евреев по отношению ко всему населению города (404 тыс. жителей). В результате Холокоста еврейское население Одессы потеряло до 85 000 человек. После того, как в 1970-е началась широкая эмиграция в Израиль, количество евреев в городе значительно уменьшилось в очередной раз.
После Октябрьской социалистической революции, 27 октября 1917 года совет солдатских депутатов объявил о переходе власти к Ревсовету. В начале ноября 1917 года в Ревсовет были приглашены представители старого городского управления. В первых числах декабря 1917 года в городе прошли бои между красногвардейцами и сторонниками Центральной Рады УНР (самостийниками) и власть в городе перешла под контроль Центральной Рады. 21 декабря 1917 года Одесса была провозглашена «вольным городом» впредь до созыва Учредительного Собрания. В середине января 1918 года большевики подняли восстание, отбили город у сторонников Центральной рады и Временного правительства. Война за город между разными политическими силами велась с переменным успехом, но 7 февраля 1920 года советская власть была установлена в Одессе окончательно.
Начиная с 20-х годов XX века Одесса — один из крупнейших городов Украинской ССР.
В 1941—1944 гг. Одесса была оккупирована румынскими войсками и входила в состав румынской Транснистрии. За годы оккупации десятки тысяч мирных жителей Одессы, в основном евреи, были казнены.
10 апреля 1944 года советские войска освободили Одессу
В 1989 году национальный состав Одессы составлял: 48,9 % украинцев, 39,4 % русских, 5,9 % евреев, 1,5 % болгар и представителей других национальностей. В Одессе существует местный диалект русского языка, подвергшийся влиянию украинского, идиш, молдавского, французского, греческого, итальянского, испанского языков.
В Одессе мне довелось быть три или четыре раза. Никаких сложностей с русским языком там никогда не было. В один из последних приездов, кажется это был 1989 год, мой товарищ из Одесской прокуратуры Александр Г. пригласил меня в знаменитую «пивную на Дерибасовской» - «Гамбринус». Компанию нам составили его знакомые - по национальности грек и еврей. По проходу между столов ходил со скрипкой старый еврей, игравший мелодии старых блатных песен, перемежавшихся еврейскими и молдавскими мелодиями. Не помню уж по какой причине мы заговорили о межнациональных отношениях в Одессе и мои знакомые, с улыбкой и неподражаемым одесским выговором сказали, что у них нет национального вопроса так как у всех одна национальность – одессит и даже собственный язык – «суржик».
Харьков
Современный город основан указом русского царя Алексея Михайловича в 1654 году на месте древнего, то-ли гуннского, то-ли как половецкого городища XI века. С 1660 по 1665 год административный центр Слободских казацких полков. С 19 декабря 1919 года по 24 июня 1934 года —столица Украинской Социалистической Советской Республики. Харьков всегда являлся городом Российской империи и в СССР был крупнейшим промышленным и научным центром. Город занимает 2-е место на Украине по количеству населения. Харьков — многонациональный город: здесь проживают представители 111 национальностей.
Этнический состав населения города за столетие претерпел значительные изменения. По данным переписи 1897 года доля горожан, для которых родным языком был малорусский (украинский), составляла 25,9 %, великорусский (русский) — 63,2 %, еврейский (идиш) — 5,7 %.
По переписи 1939 годов украинцев в Харькове было 48,5 %, русских — 29,7 %, евреев — 15,6 %.
К моменту освобождения Харькова от фашистов в городе оставалось -170 тыс. жителей. К моменту относительного восстановления Харькова после войны численность населения постепенно увеличилась до 930 000 человек. На восстановление Харькова со всех республик ехали люди самых разных национальностей. И, вполне естественно, что русский язык и в этом городе стал основным внутренним языком межличностного общения.
По переписи населения 1989 года доля украинцев составила 50,38 %; а по переписи 2001 года доля украинцев составила 60,99 %, русских — 34,2 %, евреев — 0,8 %. В городе традиционно существовала большая еврейская община, практически уничтоженная в годы оккупации 1941—1943, возродившаяся из руин после войны и сильно уменьшившаяся после эмиграции 1980—1990-х годов.
В Харькове я дважды был проездом и оба раза останавливался у отца моего наставника и учителя следственной профессии Ладейщикова В.Ф., он однажды устроил мне небольшую экскурсию по Харькову Сам Ф. Ладейщиков приехал после войны в Харьков из Воронежа по направлению ЦК КПСС и до ухода на пенсию работал секретарём обкома партии и поэтому в его рассказе о Харькове явно превалировали эпизоды восстановления города. Так что и Харьков по своему рождению является российским городом.
Николаев
По указу князя Григория Потёмкина в устье реки Ингул под руководством полковника Михаила Фалеева в 1788 году была заложена верфь, вокруг которой начал строиться город. В первый год строительства город назывался по-разному: Ингульская верфь, Верфь на Ингуле, Усть-Ингул и т. д. Город получил своё название в память о победе, одержанной в 1788 году русскими войсками — взятии турецкой крепости Очаков в день покровителя моряков, святителя Николая Мирликийского (святого Николая).
В 1790 году был спущен с верфи первый корабль — 46-пушечный фрегат «Святой Николай». Им было положено начало постройки в Николаеве крупных парусных военных кораблей и определена основная отрасль города —судостроение. Так что и этот город является исконно русским.
С 1860 года по 1871 год военным губернатором Николаева был Богдан фон Глазенап. По его ходатайству высочайшим повелением в городе в 1862 году был открыт коммерческий порт для захода иностранных судов, а город — для приезда и жизни иностранцев. В связи с этим в городе были учреждены иностранные консульства. Всё это послужило толчком к преобразованию Николаева в большой торговый порт.
Уже в конце XIX века Николаевский порт занимал третье место после Санкт-Петербурга и Одессы по объёму торговли с заграницей, а по экспорту зерна, поставщиками которого были степные губернии — первое место в стране. Сам Николаев стал большим промышленным центром на юге Российской империи.
С началом Великой Отечественной войны Николаев 16 августа 1941 года был оккупирован. 28 марта 1944 года город был освобождён от гитлеровских войск советскими войсками. В послевоенное время Николаев стал одним из центров судостроения СССР.
Как и большинство городов юга Украины, Николаев возник и развивался как русскоязычный город, хотя языковые влияния соседнего украиноязычного населения также были заметны на всём протяжении истории города. По переписи 2001 года 56,8 % жителей города назвали русский язык родным, что после принятия в 2012 году закона «Об основах государственной языковой политики» послужило поводом придания ему статуса регионального.
В Николаеве я был всего один раз, но каких-либо проблем с использованием русского языка у меня и моих спутников не было.
Херсон
В 1737 году во время Русско-турецкой войны (1735—1739) на правом берегу Днепра было построено укрепление русской армии Александр-шанц. После победы в Русско-турецкой войне (1768—1774) возникла необходимость в верфи на Чёрном море для строительства полноценного военного флота. Для определения места была организована экспедиция, которую возглавил вице-адмирал А. Н. Сенявин, командующий Азовской флотилией.
18 июня 1778 года Екатериной II был подписан указ об основании крепости и верфи и уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон в честь Херсонеса Таврического.
Основателем города, а впоследствии его генерал-губернатором был фаворит императрицы Екатерины II, известный государственный и военный деятель Г. А. Потёмкин. Строительство крепости и города было возложено на генерал-цейхместера И. А. Ганнибала.
В Херсоне началось строительство Черноморского флота. Под руководством А. Н. Сенявина был построен первый командный пункт и казармы для матросов. В строительстве крепости и города вместе с рабочими участвовали солдаты и матросы. В 1784 году Херсон стал уездным городом Российской империи. Так что и этот город является русским по праву своего рождения. В Херсоне похоронен Потёмкин.
С марта 1923 года до 1930 года Херсон был центром Херсонского округа, затем — районным городом, входящим в состав Николаевской области Украинской ССР. В послевоенные годы Херсон превратился в крупный промышленный, сельскохозяйственный и культурный центр на юге Украинской ССР.
Согласно данным переписи населения Украины 2001 года 76,4 % населения города составляли украинцы, 20,0 % — русские, и 3,6 % — представители других национальностей. Херсон относится к русскоговорящему региону. В городе на бытовом уровне используется преимущественно русский язык, а в сельской местности похожий на одесский суржик. Видимо поэтому там несмотря на все потуги современной «киевской элиты» и никак не получается внедрить ультранационализм.
Бердянск
Первые поселения на месте будущего Бердянска были основаны в XVI веке входившими в состав Российской империи запорожскими казаками, как форпост Запорожской Сечи. В 70-х годах XVIII века, возле устья реки Берды, на левом берегу была построена Петровская крепость, как часть Днепровской оборонительной линии, для защиты южных рубежей Российской империи от набегов крымских татар. Правобережье Берды стало русским в 1783 году, после присоединения Крымского ханства к России. В начале XIX века экономические интересы Российской империи потребовали строительства порта на побережье Азовского моря для экспорта пшеницы за границу из Приазовья и Левобережья Днепра. В 1830 году здесь было завершено строительство порта, а в 1835 году Бердянск получил звание города, в 1842 году стал центром Бердянского уезда Таврической губернии Российской империи. Так что и этот город родился в Российской империи.
C конца XIX века Бердянск развивается как приморский грязевой и климатический курорт с песчаными пляжами на Бердянской косе. После открытия лечебных свойств грязей Бердянского лимана, в 1902 году здесь была открыта первая грязелечебница.
В послевоенные годы Бердянск постепенно становится всесоюзной здравницей, что оказало влияние на его национальный состав. К моменту развала СССР ( по переписи 2001 года) в Бердянске проживало более 100 национальностей : украинцы (56,82 %), русские (37,38 %), болгары (3,27 %), белорусы (0,8 %), армяне (0,2 %), татары (0,16 %), евреи (0,14 %) и другие.
Численность населения в 1991 году составляла 138 700 человек а на 1 января 2019 года - 110 455 человек.
В Бердянске я был в 1990 году и нигде не встречал украинской речи.
Эпилог
Проделав этот историко-географический и этнический экскурс я позволю себе задать вопрос – а кого, собственно, из проживающих на территории нынешней Украины надо считать малыми коренными народами, а кого основными? И почему некоторые «основные» народы, лишены права, предоставленного «малым коренным» народам? И если бы не было доведённого до абсурда националистического антирусского угара, то не было бы у Украины и проблемы с Крымом, и с Донбассом, и с Луганском. Не было бы и жертв ни в Киеве, ни в одесском доме профсоюзов. И все жили бы в мире и согласии. Когда, наконец, украинские политики поймут, что «корень зла» не Россия и не русский народ, а оголтелая, причём вооружённая, кровавая компания против носителей русского языка. Удалите этот корень и всё постепенно войдёт в обычные рамки.