Бездомные животные: жить или не жить
Цитата: Алина Николаевна Фомичева от 19.05.2023, 01:3411 мая 2023 года Комитет ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды провёл обсуждение проекта федерального закона N335106-8 "О внесении изменений в ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в части обращения с животными без владельцев).
Депутаты Госдумы и ряд сенаторов СФ ФС РФ предлагают дополнить статью 27 ФЗ-498 частью 5 следующего содержания:
«5. По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, порядок организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев может быть установлен законом субъекта Российской Федерации.
В этом случае, при организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев могут не применяться положения частей 1, 2, 5 и 6 статьи 18 настоящего Федерального закона, а перечень мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев определяется законом субъекта Российской Федерации.».
Представители гражданского общества, правозащитники и просто любители животных, опрошенные нами, полагают, что таким образом подрывается сама гуманная основа федерального законодательства в области обращения с животными, поскольку в перечисленных частях ст.18 ФЗ-498 идёт речь 1) об отлове животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) о содержании животных без владельцев в приютах для животных; 5) о размещении в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; 6) об иных необходимых мероприятиях.
Исключение содержания животных без владельцев до их естественной смерти подразумевает их эвтаназию, что в корне противоречит настроениям и интересам миллионов россиян.Однако сенатор Сергей Лисовский, в своё время подозреваемый в заказных убийствах рок-музыканта Игоря Талькова, журналиста Влада Листьева и продюсера группы "Комбинация" Александра Шишинина, по видеосвязи высказал одобрение на умерщвление собак, назвав их "дикими животными", в то время как из курса школьной биологии всем известно, что собака не является диким животным, охотничьим ресурсом, поскольку собака (лат. Canis lupus familiaris) — домашнее животное, одно из наиболее распространённых (наряду с кошкой) животных-компаньонов.
С.В. Калинина, руководитель Центра мониторинга благоустройства городской среды, присоединилась по видеосвязи и поддержала инициаторов законопроекта в стремлении избавиться от бездомных животных на улицах любыми способами, в том числе перекроив федеральное законодательство.Илона Броневицкая, советник Губернатора Московской области на общественных началах по вопросам регулирования численности безнадзорных домашних животных,
выступила с решительным осуждением обсуждаемого законопроекта и подчеркнула, что в сферу подрядов на отлов животных без владельцев нужно привлекать людей, что болеют душой за дело. Со слов Илоны Александровны, в тех регионах, где работают добросовестные подрядчики и губернаторы, заинтересованные в безопасности жителей при сохранении гуманного подхода к животным, трагических случаев гибели,травм людей не наблюдается. В городах, где от работы отстраняют добросовестных ловцов, на смену им приходят конторы, настроенные лишь на извлечение прибыли, тут и начинаются трагедии. Также Броневицкая указала на завышенные цифры по собакам без владельцев в неблагополучных по ОСВВ (система Отлов-Стерилизация- Вакцинация-Возврат) регионах. Количество бездомных собак при подсчёте было завышено примерно в 5 раз. На мероприятие с собой она принесла стопки обращений из регионов с протестом на антигуманные изменения в 498-ФЗ.
Игорь Молоков, директор БФ "Республика Друг", подчеркнул положительные примеры взаимодействия человека и собаки, в частности напомнил присутствующим случай, когда пёс своим теплом ночью согревал потерявшегося мальчика, чем спас тому жизнь. Молоков указал на опасность принятия таких законопроектов, предполагающих вариативные нормы для властей в регионах. При таком подходе Россия имеет все риски распаться на ряд удельных княжеств, где царят свои порядки и отсутствует обязанность подчиняться федеральным законам.
Сохраняя гуманный вектор обращения с животными, в том числе бездомными, Россия своим примером в этой сфере может вдохновлять другие страны, показывая пример для подражания.
Элмурод Расулмухамедов, председатель Совета Московской городской организации ВООП, поддержал гуманные меры в отношении бездомных собак, упомянув о необходимости введения регистрации животных с опорой на фотофиксацию биометрических данных и особых примет животного. Элмурод Абдарахимович озвучил предложение возвращать на прежние места обитания небольших по размеру собак, крупных лучше пристраивать на охрану строительных объектов и т. п.
Д.Б. Горохов, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации, был искренно изумлён правовой неграмотностью инициаторов законопроекта, указав на его антиконституционность и противоречие другим нормативно-правовым актам РФ.
Введение эвтаназии для животных без владельцев в регионах РФ вызовет следующие последствия, о которых упомянули спикеры:1) страна перестаёт восприниматься как единое, неделимое государство, на территории которого придерживаются верховенства федерального законодательства. В регионах на усмотрение местной власти будет формироваться перечень мероприятий по обращению с животными без владельцев, что по смыслу совпадает с ситуацией в США: в некоторых штатах законодательна закреплена смертная казнь как высшая мера наказания, в некоторых - нет.
2) стремительно ухудшается здоровье россиян, которым небезразлична судьба животных без владельцев. Таких россиян большинство. Понимая, что ежедневно в субъектах РФ предают смерти невинных животных, люди страдают от скачков артериального давления, аритмии, снижения аппетита, иммунитета, различных психосоматических заболеваний, впадают в депрессию, неврозы, что отрицательно сказывается на их работоспособности и сопротивляемости инфекционным и иным заболеваниям. В конечном итоге в стране возрастает нагрузка на медицину.
3) воспитывается поколение детей, для которых расширяется понимание допустимого, в детское сознание внедряется мысль, что оборвать ликующую жизнь можно просто из соображений экономии, по сути ложно понимаемой взрослыми людьми, принимающими решение на всех уровнях. Урон государству в этом смысле просто невосполним.
4) российское законодательство в области обращения с животными принимает вид, худший по сравнению с украинским законодательством, где в законе № 2351 от 06.08.21г. прямо наложен запрет на убийство бездомных животных, также запрещено замуровывать животных в подвальных помещениях, запрещено организовывать нападение одного животного на другого при тестировании, пропаганда жесткого обращения с животными стала уголовным преступлением. В совокупности упомянутый закон внёс
80 изменений и добавлений по защите животных от жестокого обращения и по охране дикой природы в 10 действующих Законов Украины.
В то же время органы местного самоуправления в Украине получили право принимать решения по защите животных от жестокого обращения.
Наверное, не стоит объяснять, что Россия не должна и не может быть хуже, слабее, более отсталой по сравнению с Украиной в плане защиты животных.
5) граждане РФ, которым небезразлична судьба животных без владельцев, испытывающие нравственные, переходящие в физические страдания, вынуждены переезжать из России в другие страны с гуманным законодательством в области обращения с животными
6) увеличение числа бездомных животных в регионах, выбирающих на уровне высшего должностного лица уничтожение как способ регулирования численности бездомных животных. Для примера можно привести сравнительные итоги работы по системе ОСВВ в Вологде за 2015 г. (снижение числа укусов бездомными собаками людей, снижение случаев бешенства) и итогов массового безвозвратного изъятия бездомных собак с их умерщвлением в Самаре (увеличение числа покусов, эпидемия бешенства). Как известно, природа не терпит пустоты и на место истреблённых животных приходят новые, в большем количестве.
А также другие негативные последствия.
Участники мероприятия подчеркнули, что президентские поручения № Пр-1069 от 3 июля 2020 года до сегодняшнего дня не выполнены. Правительству Российской Федерации было поручено подготовить совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" и представить предложения по развитию на территории Российской Федерации сети приютов для безнадзорных животных (в том числе типовых приютов, создаваемых с использованием наилучших доступных технологий), а также по обеспечению и финансированию деятельности приютов для безнадзорных животных.
Срок - 1 августа 2020 г. Ответственными были назначены Мишустин М.В., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Губернаторы субъектов РФ, не выполнившие поручения Президента, теперь желают минимизировать любые усилия, просто уничтожив тех, о ком им было поручено заботиться. Приюты для содержания животных без владельцев в большинстве регионов не построены, работа по системе ОСВВ ведётся в русле имитации.
В 2021 году из 34 млн. в Улан-Удэ (Бурятия) целых 29 млн.остались не освоены, поэтому в топ-10 городов по расходам на работу с бездомными животными включен ошибочно, тем более на первом месте. Саха (Якутия) в республиканский бюджет из 60 млн.руб.вернула обратно 33 млн.600 тысяч. Конкретно Якутском остались неосвоенными более 7 млн.руб. В 13 районах работа по ОСВВ вообще не проводилась. Администрация Якутска, выставила явно заниженный ценник — 3428 рублей на одну собаку, из них всего 568 рублей — на стерилизацию. Учитывая стоимость наркоза и ветуслуг, ценник не имеет общего с реальной ситуацией на рынке этих услуг. При этом Якутск, по документам, тратит на работу с бездомными животными одну из самых крупных сумм (27 миллионов рублей в 2021 году) среди тех городов, которые отторговывают эти услуги на госзакупках.
Чита, столица Забайкальского края, где губернатор Александр Осипов ввел режим повышенной готовности из-за опасности нападения собак на людей, в 2021 году потратила на реализацию программы ОСВВ 5,1 миллиона рублей, стерилизовав только 284 собаки(!)
В Тамбовской области в 2020 году отлов вообще не производился, потому что местные власти за два года так и не разработали необходимое региональное законодательство.
За весь 2020 год на территории Гусь-Хрустального района (38 тыс. населения) Владимирской области была отловлена одна собака (!)
Из приведённых примеров мы видим, что региональные власти просто не имеют права говорить, что Закон "Об ответственном обращении с животными" в нынешнем виде не работает.
Закон "Об ответственном обращении с животными" был принят в конце 2018 года, и нет абсолютно никаких объективных оснований говорить о том, что он не работает. Наоборот, количество покусов, согласно ответу Роспотребнадзора от 18.01.23г., за время его действия уменьшилось на 15,9%! Этой цифры удалось достигнуть за счёт добросовестной работы в отдельных регионах, в частности в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Московской области, старается соответствовать Сургут с его непростыми климатическими условиями и др.Законопроект N335106-8 предусматривает, что обращение с животными без владельцев может определяться законом субъекта РФ. Однако, законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ по своей инициативе такой закон принять не может, т.к. ветеринарное, санитарно-эпидемиологическое законодательство – едино для всего государства.
Поскольку мероприятия по обращению с животными без владельца относятся к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и лечению болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных и регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ФЗ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" , то региональных норм обращения с животными (как и иных) быть не может.
Данный законопроект вступает в противоречие с:
Гражданским Кодексом РФ ст. 137, согласно которой животные «К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности»;
Гражданским Кодексом РФ .ст. 230 «Безнадзорные животные»:
«п.3. Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости»;
Гражданским Кодексом РФ Статья 231. Приобретение права собственности на безнадзорных животных
1. "Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них".
2. «В случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения – судом».
Тем самым, законопроект также нарушает имущественные права граждан, следовательно:
законопроект нарушает Конституцию РФ, т.к. согласно ст. 35 «3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.»
И где бы ни бегало животное, оно является имуществом Гражданина РФ (который может быть оштрафован за нарушение Правил выгула или нанесение вреда, но не лишен имущества.)
В противоречие с Уголовным Кодексом РФ ст. 245 «Жестокое обращение с животными», согласно которой уголовным преступлением являются действия против животного, повлекшие его «гибель или увечье». Напоминаем, что Уголовный Кодекс РФ не разделяет животных на владельческих и животных без владельца, а объектом преступления является общественная нравственность (комментарии к УК РФ под ред. экс-председателя Верховного Суда РФ, доктора ю.н. В.М. Лебедева).
Напомним, что федеративное государственное устройство - это единые законодательные стандарты для всех регионов, входящих в государство. Законы субъектов и решения глав регионов не могут быть иными или противоречить федеральному законодательству.
На момент написания статьи стало известно, что на законопроект N335106-8 поступил отзыв Государственно-правового управления Президента РФ. В отзыве сказано, что "предлагаемые законопроектом изменения не согласуются с нормами Федерального закона. Экспертное управление Президента РФ в своём отзыве подчёркивает, что "ряд резонансных случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, первоначально считавшиеся следствием нападения безнадзорных животных, произошли по вине находившихся на безнадзорном выгуле
собак, у которых есть владельцы". Начальник Экпертного управления В.Симоненко законопроект не поддержала. В то же время Правительство РФ в апреле представило положительный отзыв на тот же законопроект.
К сожалению, один из инициаторов поправок в закон "Об ответсивенном обращении с животными" и модератор мероприятия, Председатель Комитета ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Д.Н. Кобылкин не счёл нужным ответить на вопросы представителей СМИ в ходе мероприятия.
В первом чтении законопроект, нарушающий все юридические и моральные нормы, депутаты Госдумы приняли, проголосовав "за" в количестве 310 голосов. 0 голосов "за" поступило от партии "Справедливая Россия", 287 голосов "за" , в числе которых голос Председателя ГД, Володина В.В., поступило от партии "Единая Россия".Фомичева Алина.
11 мая 2023 года Комитет ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды провёл обсуждение проекта федерального закона N335106-8 "О внесении изменений в ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в части обращения с животными без владельцев).
Депутаты Госдумы и ряд сенаторов СФ ФС РФ предлагают дополнить статью 27 ФЗ-498 частью 5 следующего содержания:
«5. По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, порядок организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев может быть установлен законом субъекта Российской Федерации.
В этом случае, при организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев могут не применяться положения частей 1, 2, 5 и 6 статьи 18 настоящего Федерального закона, а перечень мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев определяется законом субъекта Российской Федерации.».
Представители гражданского общества, правозащитники и просто любители животных, опрошенные нами, полагают, что таким образом подрывается сама гуманная основа федерального законодательства в области обращения с животными, поскольку в перечисленных частях ст.18 ФЗ-498 идёт речь 1) об отлове животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) о содержании животных без владельцев в приютах для животных; 5) о размещении в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; 6) об иных необходимых мероприятиях.
Исключение содержания животных без владельцев до их естественной смерти подразумевает их эвтаназию, что в корне противоречит настроениям и интересам миллионов россиян.
Однако сенатор Сергей Лисовский, в своё время подозреваемый в заказных убийствах рок-музыканта Игоря Талькова, журналиста Влада Листьева и продюсера группы "Комбинация" Александра Шишинина, по видеосвязи высказал одобрение на умерщвление собак, назвав их "дикими животными", в то время как из курса школьной биологии всем известно, что собака не является диким животным, охотничьим ресурсом, поскольку собака (лат. Canis lupus familiaris) — домашнее животное, одно из наиболее распространённых (наряду с кошкой) животных-компаньонов.
С.В. Калинина, руководитель Центра мониторинга благоустройства городской среды, присоединилась по видеосвязи и поддержала инициаторов законопроекта в стремлении избавиться от бездомных животных на улицах любыми способами, в том числе перекроив федеральное законодательство.
Илона Броневицкая, советник Губернатора Московской области на общественных началах по вопросам регулирования численности безнадзорных домашних животных,
выступила с решительным осуждением обсуждаемого законопроекта и подчеркнула, что в сферу подрядов на отлов животных без владельцев нужно привлекать людей, что болеют душой за дело. Со слов Илоны Александровны, в тех регионах, где работают добросовестные подрядчики и губернаторы, заинтересованные в безопасности жителей при сохранении гуманного подхода к животным, трагических случаев гибели,травм людей не наблюдается. В городах, где от работы отстраняют добросовестных ловцов, на смену им приходят конторы, настроенные лишь на извлечение прибыли, тут и начинаются трагедии. Также Броневицкая указала на завышенные цифры по собакам без владельцев в неблагополучных по ОСВВ (система Отлов-Стерилизация- Вакцинация-Возврат) регионах. Количество бездомных собак при подсчёте было завышено примерно в 5 раз. На мероприятие с собой она принесла стопки обращений из регионов с протестом на антигуманные изменения в 498-ФЗ.
Игорь Молоков, директор БФ "Республика Друг", подчеркнул положительные примеры взаимодействия человека и собаки, в частности напомнил присутствующим случай, когда пёс своим теплом ночью согревал потерявшегося мальчика, чем спас тому жизнь. Молоков указал на опасность принятия таких законопроектов, предполагающих вариативные нормы для властей в регионах. При таком подходе Россия имеет все риски распаться на ряд удельных княжеств, где царят свои порядки и отсутствует обязанность подчиняться федеральным законам.
Сохраняя гуманный вектор обращения с животными, в том числе бездомными, Россия своим примером в этой сфере может вдохновлять другие страны, показывая пример для подражания.
Элмурод Расулмухамедов, председатель Совета Московской городской организации ВООП, поддержал гуманные меры в отношении бездомных собак, упомянув о необходимости введения регистрации животных с опорой на фотофиксацию биометрических данных и особых примет животного. Элмурод Абдарахимович озвучил предложение возвращать на прежние места обитания небольших по размеру собак, крупных лучше пристраивать на охрану строительных объектов и т. п.
Д.Б. Горохов, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации, был искренно изумлён правовой неграмотностью инициаторов законопроекта, указав на его антиконституционность и противоречие другим нормативно-правовым актам РФ.
Введение эвтаназии для животных без владельцев в регионах РФ вызовет следующие последствия, о которых упомянули спикеры:
1) страна перестаёт восприниматься как единое, неделимое государство, на территории которого придерживаются верховенства федерального законодательства. В регионах на усмотрение местной власти будет формироваться перечень мероприятий по обращению с животными без владельцев, что по смыслу совпадает с ситуацией в США: в некоторых штатах законодательна закреплена смертная казнь как высшая мера наказания, в некоторых - нет.
2) стремительно ухудшается здоровье россиян, которым небезразлична судьба животных без владельцев. Таких россиян большинство. Понимая, что ежедневно в субъектах РФ предают смерти невинных животных, люди страдают от скачков артериального давления, аритмии, снижения аппетита, иммунитета, различных психосоматических заболеваний, впадают в депрессию, неврозы, что отрицательно сказывается на их работоспособности и сопротивляемости инфекционным и иным заболеваниям. В конечном итоге в стране возрастает нагрузка на медицину.
3) воспитывается поколение детей, для которых расширяется понимание допустимого, в детское сознание внедряется мысль, что оборвать ликующую жизнь можно просто из соображений экономии, по сути ложно понимаемой взрослыми людьми, принимающими решение на всех уровнях. Урон государству в этом смысле просто невосполним.
4) российское законодательство в области обращения с животными принимает вид, худший по сравнению с украинским законодательством, где в законе № 2351 от 06.08.21г. прямо наложен запрет на убийство бездомных животных, также запрещено замуровывать животных в подвальных помещениях, запрещено организовывать нападение одного животного на другого при тестировании, пропаганда жесткого обращения с животными стала уголовным преступлением. В совокупности упомянутый закон внёс
80 изменений и добавлений по защите животных от жестокого обращения и по охране дикой природы в 10 действующих Законов Украины.
В то же время органы местного самоуправления в Украине получили право принимать решения по защите животных от жестокого обращения.
Наверное, не стоит объяснять, что Россия не должна и не может быть хуже, слабее, более отсталой по сравнению с Украиной в плане защиты животных.
5) граждане РФ, которым небезразлична судьба животных без владельцев, испытывающие нравственные, переходящие в физические страдания, вынуждены переезжать из России в другие страны с гуманным законодательством в области обращения с животными
6) увеличение числа бездомных животных в регионах, выбирающих на уровне высшего должностного лица уничтожение как способ регулирования численности бездомных животных. Для примера можно привести сравнительные итоги работы по системе ОСВВ в Вологде за 2015 г. (снижение числа укусов бездомными собаками людей, снижение случаев бешенства) и итогов массового безвозвратного изъятия бездомных собак с их умерщвлением в Самаре (увеличение числа покусов, эпидемия бешенства). Как известно, природа не терпит пустоты и на место истреблённых животных приходят новые, в большем количестве.
А также другие негативные последствия.
Участники мероприятия подчеркнули, что президентские поручения № Пр-1069 от 3 июля 2020 года до сегодняшнего дня не выполнены. Правительству Российской Федерации было поручено подготовить совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" и представить предложения по развитию на территории Российской Федерации сети приютов для безнадзорных животных (в том числе типовых приютов, создаваемых с использованием наилучших доступных технологий), а также по обеспечению и финансированию деятельности приютов для безнадзорных животных.
Срок - 1 августа 2020 г. Ответственными были назначены Мишустин М.В., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Губернаторы субъектов РФ, не выполнившие поручения Президента, теперь желают минимизировать любые усилия, просто уничтожив тех, о ком им было поручено заботиться. Приюты для содержания животных без владельцев в большинстве регионов не построены, работа по системе ОСВВ ведётся в русле имитации.
В 2021 году из 34 млн. в Улан-Удэ (Бурятия) целых 29 млн.остались не освоены, поэтому в топ-10 городов по расходам на работу с бездомными животными включен ошибочно, тем более на первом месте. Саха (Якутия) в республиканский бюджет из 60 млн.руб.вернула обратно 33 млн.600 тысяч. Конкретно Якутском остались неосвоенными более 7 млн.руб. В 13 районах работа по ОСВВ вообще не проводилась. Администрация Якутска, выставила явно заниженный ценник — 3428 рублей на одну собаку, из них всего 568 рублей — на стерилизацию. Учитывая стоимость наркоза и ветуслуг, ценник не имеет общего с реальной ситуацией на рынке этих услуг. При этом Якутск, по документам, тратит на работу с бездомными животными одну из самых крупных сумм (27 миллионов рублей в 2021 году) среди тех городов, которые отторговывают эти услуги на госзакупках.
Чита, столица Забайкальского края, где губернатор Александр Осипов ввел режим повышенной готовности из-за опасности нападения собак на людей, в 2021 году потратила на реализацию программы ОСВВ 5,1 миллиона рублей, стерилизовав только 284 собаки(!)
В Тамбовской области в 2020 году отлов вообще не производился, потому что местные власти за два года так и не разработали необходимое региональное законодательство.
За весь 2020 год на территории Гусь-Хрустального района (38 тыс. населения) Владимирской области была отловлена одна собака (!)
Из приведённых примеров мы видим, что региональные власти просто не имеют права говорить, что Закон "Об ответственном обращении с животными" в нынешнем виде не работает.
Закон "Об ответственном обращении с животными" был принят в конце 2018 года, и нет абсолютно никаких объективных оснований говорить о том, что он не работает. Наоборот, количество покусов, согласно ответу Роспотребнадзора от 18.01.23г., за время его действия уменьшилось на 15,9%! Этой цифры удалось достигнуть за счёт добросовестной работы в отдельных регионах, в частности в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Московской области, старается соответствовать Сургут с его непростыми климатическими условиями и др.
Законопроект N335106-8 предусматривает, что обращение с животными без владельцев может определяться законом субъекта РФ. Однако, законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ по своей инициативе такой закон принять не может, т.к. ветеринарное, санитарно-эпидемиологическое законодательство – едино для всего государства.
Поскольку мероприятия по обращению с животными без владельца относятся к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и лечению болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных и регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ФЗ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" , то региональных норм обращения с животными (как и иных) быть не может.
Данный законопроект вступает в противоречие с:
Гражданским Кодексом РФ ст. 137, согласно которой животные «К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности»;
Гражданским Кодексом РФ .ст. 230 «Безнадзорные животные»:
«п.3. Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости»;
Гражданским Кодексом РФ Статья 231. Приобретение права собственности на безнадзорных животных
1. "Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них".
2. «В случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения – судом».
Тем самым, законопроект также нарушает имущественные права граждан, следовательно:
законопроект нарушает Конституцию РФ, т.к. согласно ст. 35 «3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.»
И где бы ни бегало животное, оно является имуществом Гражданина РФ (который может быть оштрафован за нарушение Правил выгула или нанесение вреда, но не лишен имущества.)
В противоречие с Уголовным Кодексом РФ ст. 245 «Жестокое обращение с животными», согласно которой уголовным преступлением являются действия против животного, повлекшие его «гибель или увечье». Напоминаем, что Уголовный Кодекс РФ не разделяет животных на владельческих и животных без владельца, а объектом преступления является общественная нравственность (комментарии к УК РФ под ред. экс-председателя Верховного Суда РФ, доктора ю.н. В.М. Лебедева).
Напомним, что федеративное государственное устройство - это единые законодательные стандарты для всех регионов, входящих в государство. Законы субъектов и решения глав регионов не могут быть иными или противоречить федеральному законодательству.
На момент написания статьи стало известно, что на законопроект N335106-8 поступил отзыв Государственно-правового управления Президента РФ. В отзыве сказано, что "предлагаемые законопроектом изменения не согласуются с нормами Федерального закона. Экспертное управление Президента РФ в своём отзыве подчёркивает, что "ряд резонансных случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, первоначально считавшиеся следствием нападения безнадзорных животных, произошли по вине находившихся на безнадзорном выгуле
собак, у которых есть владельцы". Начальник Экпертного управления В.Симоненко законопроект не поддержала. В то же время Правительство РФ в апреле представило положительный отзыв на тот же законопроект.
К сожалению, один из инициаторов поправок в закон "Об ответсивенном обращении с животными" и модератор мероприятия, Председатель Комитета ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Д.Н. Кобылкин не счёл нужным ответить на вопросы представителей СМИ в ходе мероприятия.
В первом чтении законопроект, нарушающий все юридические и моральные нормы, депутаты Госдумы приняли, проголосовав "за" в количестве 310 голосов. 0 голосов "за" поступило от партии "Справедливая Россия", 287 голосов "за" , в числе которых голос Председателя ГД, Володина В.В., поступило от партии "Единая Россия".
Фомичева Алина.